|
||||
аль-Кашшаф | ||||
Другие названия | араб. الكشاف عن حقائق غوامض التنزيل و عيون الأقاويل في وجوه التأويل аль-Кашшаф ’ан хакаик гавамид ат-танзиль ва ’уюн аль-акавиль фи вуджух ат-та‘виль |
|||
Автор(ы) | Махмуд аз-Замахшари | |||
Дата написания | 20 февраля 1134 года | |||
Язык оригинала | арабский язык | |||
Жанр | экзегетика, тафсир | |||
Тесно связано | Коран | |||
Оригинал | неизвестен | |||
Текст произведения в Викитеке |
Аль-Кашша́ф (араб. الكشاف — Раскрывающий) — тафсир, комментарий к Корану, написанный известным мутазилитским философом Махмудом аз-Замахшари (1075—1144).
Полное название книги: аль-Кашшаф ’ан хакаик гавамид ат-танзиль ва ’уюн аль-акавиль фи вуджух ат-та‘виль (араб. الكشاف عن حقائق غوامض التنزيل و عيون الأقاويل في وجوه التأويل). Тафсир «аль-Кашшаф», оконченный 20 февраля 1134 года в Мекке, по сей день, несмотря на его еретические взгляды, является каноническим трудом в этой области. Автор уделил большое внимание лексикологической части этой книги и подробно разбирает разночтения. По сути, это толкование является первым образцом научной критики текста[1].
Очевидная мутазилитская направленность книги «аль-Кашшаф» проявляется в выражении идеи сотворенности Корана, а также в опоре главным образом на авторитет мутазилитских ученых VIII—X веков (Амр ибн Убайд, Абу Бакр аль-Асамм, аз-Заджжадж, аль-Джахиз, Абдул-Джаббар ибн Ахмад и др.). Единобожие (таухид), Божественная справедливость (адль) и другие Божественные атрибуты (сифат) автор трактует рационалистически. Аз-Замахшари обнаружил в Коране места, где выражены якобы излюбленные мутазилитские идеи об «обещании» (ва’д) и «угрозах» (ва’ид) Бога, о «промежуточном состоянии» (аль-манзила байна аль-манзилатайн), о «предписании делать добро и воздерживаться от неодобряемого» и т. д. В характерном для мутазилитов стиле, он делает упор на тщательное филологическое толкование текста Корана, используя это толкование для обоснования своих идейных позиций. Труд аз-Замахшари является единственным полным мутазилитским комментарием к Корану, сохранившийся до наших дней. Вокруг аль-Кашшафа возникла значительная критическая литература. Даже противники Махмуда аз-Замахшари воздавали должное его таланту и последовательности[2]. В дальнейшем на основе аль-Кашшафа было написано множество опровержений и переработок для «очищения» его от идей мутазилитов[3].
Тафсир аз-Замахшари сделан на основе рукописей Корана от Ибн Масуда, Убея ибн Кааба и записей из Шама (Левант) и Хиджаза. При грамматическом разборе текстов, аз-Замахшари в первую очередь использовал труды Сибавейхи, аль-Мубаррада, Ибн ас-Сиккита и Абу Али аль-Фариси, а при обосновании естественнонаучных представлений — «Книгу о животных» аль-Джахиза[3].
Тафсиры (список) | |
---|---|
Суннитские | Тафсир Ибн Касира • Тафсир аль-Джалалайн • Тафсир аль-Байдави • Тафсир аль-Куртуби • Тафсир ат-Табари • Танвир аль-Микбас (Тафсир Ибн Аббаса) • Тафсир аль-Багави • Мафатих аль-гайб (Тафсир аль-Кабир) • Ахкам аль-Куран • Тафсир ас-Саади |
Шиитские | Тафсир аль-Мизан • Тафсир аль-Кумми • Маджма аль-Баян (англ.)русск. • Махзан аль-Ирфан (англ.)русск. • аль-Бурхан фи тафсир аль-Куран (англ.)русск. • аль-Баян фи тафсир аль-Куран (англ.)русск. |
Мутазилитские | Аль-Кашшаф |
Ахмадитские | Тафсир-и кабир (англ.)русск. • Хакаик аль-Фуркан (англ.)русск. |
Аль-кашшаф читать, замахшари аль кашшаф.
Руднев, Константин, Слепая ярость (фильм), Категория:Тренеры ФК «Кардифф Сити», Файл:Shelikhov settlement.jpg.