Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Байжанов, Жаяу Муса

Бекмаханов Ермухан Бекмаханович
Дата рождения:

18 октября 1835(1835-10-18)

Место рождения:

Российская империя ныне Баянаульский район,Павлодарская область, Казахстан

Дата смерти:

31 июля 1929(1929-07-31) (93 года)

Место смерти:

Баянаульский район

Научная сфера:

Музыка

Известен как:

певец, акын

ЖАЯУ МУСА Байжанулы родился 1835 году близ оз. Жасыбай, в Баянаулском районе Павлодарской области Казахстана. Народный композитор, певец, акын.


Содержание

Детсвто

Отец Жаяу Мусы Байжан был бедняком. Мальчик рано испытал тяготы сиротства, оставшись в детстве без матери. В судьбе Мусы принял участие дядя, давший ему воспитание. С 7-ми лет был отдан на учение мулле, у которого познал азы арабской грамоты. В детские годы Муса познакомился с искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнителей школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре.

Увлечения

В 1851, приехав в Кызылжар (ныне Петропавловск), самостоятельно изучал русский язык. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай. Посещал концерты певцов и различных оркестров, что в значит, мере способствовало формированию его музыкально-эстетических взглядов. Муса дружил с первым казахским ученым, путешественником Ш. Ш. Уалихановым, создал музыку на стихи И.Аптынсарина «Давайте, дети, учиться», вел дневниковые записи в стихотворной форме, посвятил песни Абаю Кунанбаеву, назвал сына именем одного из героев Л. Н. Толстого — все это свидетельствует о том, как глубоко ощущал поэт веяние своего времени, дыхание современности, какой полнокровной творческой жизнью он жил.

Творчество

Многопланово и идейно содержание песен и стихов Ж. М., в творчестве которого критичные наблюдения, гаклии, сатира, пейзажные зарисовки перемежаются с изображением тяжелой женской доли, свободолюбивых устремлений, мотива¬ми неудовлетворенности, значит, место в нём занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни.

Образование

В 1854 Жаяу Муса учился в русской школе в г. Омске. В городской библиотеке знакомился с газетами, журналами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге, Акмолинске. На страницах этих изданий, наряду с официальными материалами, про¬водящими в жизнь политику царского правительства, встречал статьи, авторы которых стремились изображать панораму явлений с демократических позиций.

Произведения

Пер¬вое крупное произведение «Кыздарай» («Ох, девушки») Муса создал в Омске. Творчество Жаяу Муссы, композитора и певца, развивалось в тесной связи с традиционным искусством того времени. Образцами, опираясь на которые поэт устремлялся к поискам новых средств выразительности, слу¬жили произведения таких современных ему акынов и жыршы, как Токсанбай, Жанак, Тубек, Котеш, Жанабай и др.

Вернувшись из Омска в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. В ту пору им сочинена песня «Аксиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Мелодия этой песни полностью передает композитор, манеру, творческого почерк Жаяу Мусы.

С царскими карательными отрядами Жаяу Муса побывал в Польше, Литве, участвовал вместе с Шоканом Уалихановым в походах генерала Черняева против Кокандского ханства. Потрясенный актами террора, устраиваемыми Черняевым над народом, Жаяу Муса возвратился на родину. Однако, вновь подвергнувшись преследованиям, поэт продолжал бороться, создавая гневные, обличительные песни и стихи. Стремясь рассказать правду о тяжелой жизни народа, беспросветном существовании подневольных, деспотизме власть-имущих, он отправился в Петербург. Однако он не нашел сочувствия, но и не был допущен на прием к правительственным лицам; вернувшись домой, он объехал, посещая самые отдаленные его уголки. Некоторое время жил в Казани. На творчество Жаяу Мусы значительное влияние оказала музыка, созданная разными народами, услышанная в различных городах, привнесшая в его произведения танцевальные ритмы, формы марша. В своих песнях он смело использовал не только интонации казахской народной музыки, но и интонации русской крестьянской и городской песни.

Песни

Социальное неравенство

«Аксиса», «Хау-лау», «Толгау», «Плач теленка», «Плач узника», «Суюнык».

Лирические песни любящих сердец

«Сурша кыз», «Шолпан», «Caлем кыздар», «Гаухар кыз».

Природа родного края

«Баянаул», «Летний день», «Летний том», «Улытау», «Сарын».

Юмористические песни

"Кулбай ", «Девушки Казани».

Примечания

Литература

  1. Павлодар. Павлодарская область. Энциклопедия, Павлодар., 2003; Казахстан, А-А., 1969 (Павлодарскаое Приртышье)
  2. Майшекин М. Жаяу Муса. А., 1966; Костиков 3. Судьба певца. — А.-А., 1971.

Байжанов, Жаяу Муса.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93