Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Кимовский инкубатор продажа цыплят, инкубатор купить симферополь

Перейти к: навигация, поиск
Опера
Декабристы
Композитор

Юрий Шапорин

Либреттист

Всеволод Рождественский

Источник сюжета

по мотивам пьесы А. Толстого "Полина Гебль"

Жанр

опера

Действий

4 действия

Картин

9 картин

Первая постановка

1953

Место первой постановки

Большой театр

Место действия

Российская империя

Время действия

1825-1826 гг.

Викиданных

«Декабристы» — опера советского композитора Юрия Шапорина на либретто Всеволода Рождественского (2-ая и 3-я ред.).

История создания

Мысль об опере зародилась у композитора в 1925 году, в столетнюю годовщину восстания декабристов. Основой первого варианта либретто послужила пьеса «Полина Гебль» А. Н. Толстого (соавтор — П. Е. Щеголев, 1925), основанная на историческом факте: Жаннета Поль, дочь французского эмигранта, добилась разрешения выйти замуж за осужденного декабриста Анненкова и последовала за ним в Сибирь. Центральное место в либретто занимала любовная драма, декабристское движение служило лишь ее фоном. Последующие редакции либретто (вторая и третья) были сделаны поэтом Вс. Рождественским. В них углубился идейный замысел и на первый план выступил коллективный образ декабристов. Дальнейшая работа над оперой протекала в сотрудничестве с Большим театром СССР и Театром имени С. М. Кирова в Ленинграде; в оперу был введен образ Пестеля, обогащена обрисовка Рылеева, развиты мотивы взаимоотношений декабристов и народа. Так на пути от интимно-лирической драмы к монументальной историко-революционной трагедии было найдено верное идейно-художественное решение. Премьера оперы состоялась в Москве 23 июня 1953 года и в Ленинграде 4 июля того же года.

Действующие лица

Роль Певческий голос
Рылеев, декабрист баритон
Пестель, декабрист бас
Бестужев, декабрист бас
Каховский, декабрист тенор
Князь Трубецкой, декабрист баритон
Якубович, декабрист баритон
Щепин-Ростовский, декабрист тенор
Ольга Мироновна, мать Щепина-Ростовского меццо-сопрано
Орлова, обедневшая помещица меццо-сопрано
Елена, ее дочь сопрано
Марья Тимофеевна, домоправительница Щепиной-Ростовской сопрано
Помещик тенор
Стеша, цыганка меццо-сопрано
Ростовцев тенор
Николай I бас
Граф Бенкендорф бас
Генерал-губернатор бас
Митрополит тенор
Старый солдат бас
Часовой бас
Дворецкий баритон
Ночной сторож бас
Первый мужик, Второй мужик, петрушечники на ярмарке тенор/бас
Полицейские баритон/бас
Настенька, дочь Рылеева без пения

Сюжет

Щепин-Ростовский, Дмитрий Александрович

Первое действие

Картина первая «В имении»

Солнечное осеннее утро. Ожидая пробуждения барыни, крепостные девушки поют Задушевную, грустную песню о своей горькой доле: «Ах, талан ли, мой талан». На балконе показывается княгиня Щепина-Ростовская в сопровождении домоправительницы и приезжего помещика. Песня замолкает. Из разговора барыни с гостем девушки узнают, что помещик приехал менять свою рощу на крепостных девушек. Что-то ждет их впереди?

Княгиня не в духе, она капризна и раздражена. Не угодившую работой девушку она приказывает наказать плетьми. Девушка молит о пощаде, подруги присоединяются к ее просьбе, но мольбы тщетны Эту тяжелую сцену застает сын Щепиной-Ростовской, молодой офицер Дмитрий Щепин. Словами гнева, возмущения, душевной боли пытается он разбудить в душе матери человеческие чувства. Мать с усмешкой предлагает оставить бесполезный спор и велит сыну образумиться. В ответ на расспросы матери о причине грустного настроения Дмитрий Щепин признается ей в своей любви к бедной, незнатной девушке. С волнением рассказывает он о достоинствах избранницы: ее скромности, уме и красоте.

Разговор прерывается сообщением домоправительницы о приезде соседки Щепиной по имению, обедневшей помещицы Орловой с дочерью. — Елена? — восклицает Щепин, чуть не выдав своей сердечное тайны. Плохо скрывая радостное волнение, он идет навстречу гостям. Орлова приехала просить денег в долг. Княгиня приглашает ее в дом, чтобы поговорить о делах без свидетелей. Молодые люди остаются одни. Дмитрий искренно и горячо говорит Елене о своей любви. Девушка грустна. Она понимает, что мать Дмитрия никогда не даст согласия на их брак.

Увлеченные разговором, Щепин и Елена не замечают появления княгини. Поняв, что Елена и есть избранница ее сына, княгиня презрительно и гневно отказывает Орловой в обещанных деньгах. «А ты, мой друг, повыкинь дурь из головы», — уходя, надменно бросает она сыну. Щепин в отчаянии. В это время камердинер сообщает ему о приезде гостя. Входит Пестель — глава Южнорусского общества декабристов. Он приехал к Щепину, чтобы передать через него чрезвычайно важное письмо руководителю Северного общества — поэту Рылееву. Гордый доверием Пестеля, юноша с восторгом слушает его призыв восстать против тирании и провозгласить республику. Спеша выполнить поручение, Щепин собирается в дорогу, в Петербург.

Каховский, Пётр Григорьевич

Вторая картина «На почтовом тракте»

В трактире, на одной из станций почтового тракта, ведущего из Москвы в Петербург, тайно собрались, чтобы обсудить неотложные дела, члены Северного общества: Трубецкой, Каховский, Якубович, Ростовцев. В городе — ярмарка — она поможет офицерам скрыть свои подлинные цели. Чтобы не вызвать подозрений полиции, Якубович приглашает в зал цыганский хор. Входит Щепин. Только что в ярмарочной толпе он заметил Елену и пытался встретиться с ней, но безуспешно. Друзья догадываются о причине его опоздания.

Приступают к совещанию, но тут вбегает взволнованный Бестужев с вестью о внезапной смерти царя Александра в Таганроге. Это изменяет все планы. Бестужев настаивает на немедленном вооруженном восстании, осторожный и нерешительный Трубецкой пробует возражать. Но воинственный юноша всех увлекает своим пламенным порывом. Решают немедленно ехать в Петербург к Рылееву, чтобы выработать окончательный план восстания.

Ростовцев незаметно покидает друзей. Перед дорогой по старинному русскому обычаю все садятся. Бестужев запевает лиричную ямщицкую песню «Ой, вы, версты». Все уезжают. Лишь Щепин на несколько часов задержится ня ярмарке, чтобы повидать Елену.

Третья картина «Ярмарка»

Площадь маленького города. Карусель, качели, ларьки, катанье на санках с ледяных гор. Веселье в разгаре. Из-за пестрой ширмы появляется любимец народа— веселый, проказливый Петрушка. Петрушечники разыгрывают сатирическое представление о том, как «Пров пива наварил, да барина не позвал». Веселятся мужики, мастеровые, ребятишки — шумит пестрая многоликая толпа. Всеобщее веселье прерывается приходом полицейских, возвещающих о смерти царя в Таганроге. Народ расходится. На опустевшей площади появляется Щепин. Он утомлен, весь день бродил он в поисках Елены. На площадь входит Елена.

Она тайно уехала из дому, чтобы увидеться со Щепиным. Любя его, она сочувствует всем его стремлениям и обещает быть с Дмитрием всегда, что бы с ним ни случилось.

Второе действие

Четвёртая картина «У Рылеева»

Рылеев, Кондратий Фёдорович

В ночь перед восстанием, 13 декабря 1825 года декабристы собрались в квартире Рылеева. Всеми владеет единое стремление — свершить героический подвиг — освободить страну от гнета самовластья. Воинственным пылом проникнута песня Каховского «К мечам, к мечам». Рылеев погружен в глубокое раздумье. Ждут Трубецкого. Он сообщит, какими военными силами располагает Северное общество. Но Трубецкой приносит тревожные вести: князь Константин отрекся от престола. Узнав, что на завтра по казармам назначена присяга Николаю, Рылеев предлагает немедленно вести войска к Сенату, на штурм царского дворца. Все горячо поддерживают его, лишь Трубецкой пытается протестовать. Он испуган размахом, который принимает движение. Его поддерживает неожиданно появившийся Ростовцев. «Жив Пугачев в народе, — говорит он, — будить его восстанием — безумье».

Все требуют, чтобы Ростовцев замолчал. В ответ он называет декабристов изменниками. К нему бросается Якубович, но Ростовцев убегает. Взволнованные происшедшим, все дают клятву сражаться за родину, не жалея жизни. Звучит песня-гимн на слова Пушкина:

Товарищ, верь, взойдет она, 

Звезда пленительного счастья, 

Россия вспрянет ото сна 

И на обломках самовластья 

Напишут наши имена.

Разбуженная шумом, в комнату вбегает дочь Рылеева — Настенька. Лаская девочку, отец взволнованно говорит о том, что со временем она поймет и оценит смысл происходящего.

Над Петербургом встает холодное, туманное утро исторического дня 14 декабря. Декабристы встречают его песней-клятвой о вольности: звучат гордые слова непоколебимых борцов.

Император Николай Первый

Пятая картина «В Зимнем дворце»

Император Николай I стоит у окна кабинета, выходящего на Сенатскую площадь. В волнении и страхе он следит за тем, как на площади собираются восставшие полки. Со всех сторон сбегается народ — если и он присоединится к восстанию, тогда для трона нет спасенья. Император зовет Бенкендорфа и велит ему послать духовенство уговорить восставшие войска принести присягу. Если уговоры не помогут, то потопить мятежников в крови, — дает он холодный, беспощадный приказ.

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

Шестая картина «Сенатская площадь»

Утро 14 декабря 1825 года. На площадь входит восставший московский полк во главе с Бестужевым и Щепиным. Геройский дух солдат передает суровая солдатская песня «За Дунаем, за рекой». Народ приветствует восставших. Пора выступать, но нет других полков. Рылеев спешит выяснить причину их задержки. На площади появляется митрополит с группой духовенства, но его уговоров никто не слушает.

Командовать восставшими, как старшему по чину, поручено Трубецкому, но его все нет. Нетерпение и беспокойство восставших растут. Никем не замеченный, на площади появляется Трубецкой. Видя, что народ готов присоединиться к восставшим, он восклицает: «Нет, нет, не этого хотел я!»,— и быстро скрывается.

Рылеев воодушевляет друзей, но сам он в тревоге, не видя на площади Трубецкого. Внезапно перед фронтом появляется генерал-губернатор, приказывающий войскам немедленно разойтись по казармам. Преграждая генералу путь, Каховский хватает его коня под уздцы. На гневный вопрос генерала: «Кто вы такой?», Каховский бросает гордо: «Я — сын отечества!» — и в упор стреляет в генерала, тот падает. Народ бросается вперед. В этот момент на площадь выходит морской гвардейский экипаж. Восставшие войска идут в атаку. Но — поздно. Царские пушки дают первый залп, падают первые раненые, убитые. Второй залп. Щепин ранен, но, забывая о себе, он ведет солдат во вторую атаку. Сражение разгорается, но силы — неравны.

Темнеет. На опустевшей площади остаются лишь убитые и раненые. Трагически звучат среди мертвого безмолвия последние слова тяжело раненного старого солдата:

Пуля вражья не тронула,

А от своих умирать приходится.

Ах, где ж ты, правда русская?..

Бьют куранты.

Третье действие

Седьмая картина «Бал-маскарад»

Придворный Петербург торжественно празднует вступление на престол нового монарха и подавление восстания декабристов. В особняке одного из богатых сановников бал-маскарад. Среди гостей — Елена Орлова. Она узнала, что на балу будет император и решилась просить у него разрешения сопровождать в Сибирь любимого Дмитрия. Охваченная душевным смятеньем, девушка подходит к княгине Щепиной-Ростовской, рассчитывая, что мать любимого человека поможет ей. Но гордая аристократка сурово отказывает ей. Сын более для нее не существует.

Елена в отчаянии. В это время к ней подходит маска-рыцарь. Рассеянно слушая любезные речи своего собеседника, Елена спрашивает, не знает ли он, в каком наряде император? Рыцарь интересуется — зачем ей император? Елена признается, что хочет обратиться к нему с просьбой. Неожиданно разговор прерывает Бенкендорф, докладывающий с мятежах на юге. Елена понимает, что перед ней царь. С ужасом слушает она, как Николай отдает жестокий приказ о повешении пятерых декабристов.

Ранее давший слово исполнить ее желание, царь возвращается к Елене, чтобы выслушать ее. Узнав, в чем состоит просьба пленившей его девушки, царь в крайнем раздражении дает ответ, исполненный жестокости и коварства. Пусть едет туда, где сибирские морозы охладят ее душевный пыл, но оттуда ей не будет возврата. Елена счастлива, что сможет разделить судьбу любимого человека.

Памятная доска на месте казни декабристов

Восьмая картина «Каземат»

Заключенный в каземат Рылеев предается нерадостным думам. Перед ним проносятся картины недавнего прошлого: разгром восстания, разлука с любимой семьей. Он не страшится смерти, но тяжело переживает предстоящую гибель друзей. Ночь на исходе. Вот и утро казни... В тишине тюремных коридоров гулко отдаются шаги часовых и их голоса, вызывающие на казнь Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина, Каховского, Рылеева... Последним вызывают Пестеля. С волнением встречаются друзья в последний раз. В эти роковые минуты они полны все той же нравственной силы.

Высокой правды речь

В грядущем вечно будет жить.

Мы счастливы, что меч

Могли ей посвятить! — восклицает Пестель.

Караульный офицер уводит декабристов на казнь.

Четвёртое действие

Девятая картина «По Сибирской дороге»

Издали слышен звон цепей. Это по сибирской дороге идут на каторгу декабристы. Колонна останавливается на короткий привал. В скорбном молчании слушают Бестужев и Щепин рассказ часового о казни в Петропавловской крепости их товарищей. Появляется Елена. Мужественная девушка решила разделить горькую участь любимого — она отправляется вслед за ним в ссылку.

Раздается сигнал военной трубы — снова тяжелый, изнурительный путь в далекую Сибирь. Народ из окрестных деревень собирается у дороги, чтобы приветствовать героев, он подхватывает их мужественные призывные слова. Верой в грядущую победу революционных идей звучит финал оперы:

Жизни светлой, жизни новой 

Взойдет желанная заря!

Ссылки

  • Страница оперы на сайте belcanto.ru
  • Страница оперы на сайте classic-music.ru

Категория:Оперы по алфавиту Категория:Оперы на русском языке Категория:Оперы 1925 года

Кимовский инкубатор продажа цыплят, инкубатор купить симферополь.

Маринки, Топольно, Категория:Родившиеся в Лонсестоне.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93