Первый и единственный советский автобус, являющийся настоящим лайнером международного класса ("За рулем", 5, 1975). Создан в одном экземпляре Львовским автобусным заводом в 1973 году.
Так уж сложилось, что на протяжении почти сорока лет, Львовский автобусный завод, наряду с традиционными для советских пассажиров автобусами ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699 выпускал отдельную серию автобусов под общим названием «Украина». Основным отличием этих моделей были значительно повышенные параметры внутреннего комфорта, установка новейших моделей двигателя, ходовой части и тормозной системы. Самые первые автобусы серии «Украина» — ЛАЗ-Украина-1 и ЛАЗ-Украина-2 (знакомый советскому телезрителю по фильму «Королева бензоколонки») в 1961 году, обозначив тогда новую ступень в развитии советского автобусостроения. ЛАЗ-Украина-73 стал последним в этой серии международных лайнеров. В салоне автобуса к услугам пассажиров были предусмотрено два телевизора, магнитофон, радиоприёмник, гардероб, бар-буфет, холодильник, кофеварка, газовая плита и туалетная комната (не каждый автобус в наше время имеет такой набор!), плюс система контроля температуры. Для каждого пассажирского кресла, регулируемого по наклону спинки и ширине, были подведены индивидуальное освещение и вентиляция. В отличие от предшествующих междугородных ЛАЗов, на ЛАЗ-Украина-73 была установлена пневматическая дверь, раздвигающаяся при открывании. Уровень пола пассажирского салона у автобуса был несколько приподнят относительно кабины водителя, что позволяет говорить о попытке воплощения такой модной сегодня полутораэтажной концепции. В техническом отношении автобус планировалось снабдить дизельным двигателем ЯМЗ-740 (прототип дизеля КАМАЗ-740). Но из-за расхождения в сроках изготовления агрегатов, вместо дизельного был установлен карбюраторный двигатель ЗИЛ-375Я5 и механическая пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-204У. По уровню комплектации салона и техническому отношению, ЛАЗ-Украина-73 вобрал в себя все технические достижения автобусостроения того времени, и мог бы тягаться с некоторыми современными моделями. Однако, для успешного процесса разработки такого проекта, требовались не только силы Львовского Автобусного Завода, но и четкая слаженная работа смежных отраслей промышленности, выпускающих обивки, сидения, технические элементы салона и моторного отсека и др. В этом отношении изготовление автобуса подобного класса становится намного сложнее, чем изготовление, например, легкового автомобиля, и требует слаженности и отсутствия бюрократических проволочек, характерных для советской промышленности тех лет. Вероятно, именно эти проволочки так и не позволили автобусу ЛАЗ-Украина-73 стать серийным образцом. Судьба опытного экземпляра неизвестна. Габариты автобуса 11940х2500х3194 мм. Число пассажирских мест — 36.
Это заготовка статьи об автобусе или автобусной системе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Исторические модели | ЛАЗ-А073 • ЛАЗ-695 • ЛАЗ-697 • ЛАЗ-698 • ЛАЗ-699 • ЛАЗ-4202 • ЛАЗ — Украина — 73 • ЛАЗ-4207 (LAZ Liner 10) • ЛАЗ-5207 (LAZ Liner 12) • ЛАЗ-5252 |
Городские автобусы | ЛАЗ-52528 • CityLAZ-10LE • CityLAZ-12 • CityLAZ-20LF |
Пригородные автобусы | InterLAZ-10LE • InterLAZ-12LE • InterLAZ-13,5LE • LAZ Liner 9 |
Лайнеры | NeoLAZ-10 • NeoLAZ-12 |
Аэропортные автобусы | AeroLAZ |
Троллейбусы | ЛАЗ-52522 • ElectroLAZ-12 • ЛАЗ Е291 • ElectroLAZ-20 |
ЛАЗ — Украина — 73.