Düsseldorf Airport |
||
---|---|---|
Код IATA: DUS — Код ICAO: EDDL — ВМО: EDDL |
||
Информация | ||
Страна | Германия | |
Регион | Северный Рейн-Вестфалия | |
Тип | гражданский | |
Эксплуатант | Flughafen Düsseldorf GmbH | |
Местонахождение | Дюссельдорф, 5-й округ, Лёхаузен[de] | |
Базирующиеся авиакомпании | ||
Построен | 1927 | |
Высота над уровнем моря | 44.8 м | |
Координаты | 51°17′22″ с. ш. 06°46′00″ в. д. / 51.28944° с. ш. 6.76667° в. д. (O)(O)
|
|
Площадь | 613 га | |
Терминалы | A, B; C | |
Местное время | UTC +1/+2 | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
05R/23L | 3,000 | бетон |
05L/23R | 2,700 | бетон |
Статистика (2013) | ||
Пассажиропоток (чел/год) | ▲ 21 206 748 | |
Грузооборот (тонн/год) |
▲ 115 024 | |
Количество взлётов/посадок | ▼ 210 825 | |
Максимальная вместимость | 22 000 000 пасс./год | |
Источники: Статистика[1][2][3] |
Аэропорт Дюссельдорф (нем. Flughafen Düsseldorf, официальное назавание — Düsseldorf Airport; IATA: DUS, ICAO: EDDL) — гражданский международный аэропорт, расположенный в 7 км от центра Дюссельдорфа, столицы федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия).
Находящийся на территории Рейнско-Рурского региона и неподалёку от юго-западной границы Рурской области, аэропорт является третьим по величине в Германии (после Мюнхена и Франкфурта-на-Майне). В 2013 года пассажиропоток аэропорта превысил 21,2 миллиона человек. Он является домашним аэропортом авиакомпании Eurowings и хабом компаний Airberlin и Germanwings. Кроме того, Дюссельдорф — единственный аэропорт, не являющимся хабом Lufthansa, из которого авиакомпания выполняет дальнемагистральные рейсы.
С 1902 года в Дюссельдорфе действовала секция «Нижнерейнского общества воздухоплавния» (нем. Niederrheinische Verein für Luftschiffahrt), организовавшая полёты на четырёх воздушных шарах объёмом от 650 до 2200 м³. Тем не менее стартовым толчком к развитию авиации в городе стало приземелние 19 сентября 1909 года на гольцхаймской пустоши (нем. Golzheimer Heide) первого экспериментального гражданского дирижабля Zeppelin Z 3 (LZ 6). Вдохновлённые открывающимися перспективами, представители города во главе с обербургомистром Вильгельмом Марксом[de] не только приобрели акции первой в мире авиакомпании DELAG[en] на сумму свыше четверти миллиона рейхсмарок, но и и организовали на пустоши строительство ангара для дирижаблей размером 160x25x24 метра. С 1910 года в Дюссельдорфе разместились цеппелины LZ 7 «Германия»[de], LZ 8 «Германия II»[4], LZ 10 «Швабия» и LZ 11 «Виктория-Луиза»[de], а также дирижабль типа «Парсеваль» PL 12 Charlotte[5]. В 1913 году инженер Альберт Феех[de] использовал ангар для постройки своего полужёсткого дирижабля «Veeh 1»[6].
Параллельно продолжалась популяризация авиации в городе. 5 — 8 мая 1910 года графенбергском ипподроме прошёл первый городской авиационный чемпионат, несмотря на плохую погоду привлёкший десятки тысяч зрителей. В ноябре и декабре 1911 года во выставочном центре «Кунстпаласт»[de][* 1] прошла выставка, посвящённая авиации и её перспективам[6].
Растущая популярность авиации привёла к тому, что посадочная площадка на гольцхаймской пустоши не могла справиться с потомком желающих. В связи с этим было решено использовать территорию учебного полигона, расположенного на севере города, между Лёхаузеном[de] и Унтерратом[de][6]. Первый дюссельдорфский пилот Йонаннес Шааф получил лётные права в 1911 году, а год спустя основал в Лёхаузене первую лётную школу. В 1913 году туда были перенесены некоторые здания и ангары, сохранившиеся ещё с выставки 1911 года. Город поддерживал как пилотов всех видов авиации, так и связанные с ней предприятия. Параллельно по приказу военной администрации возле лётного поля в дополнение к уже существовавшим зданиям были построены ещё один ангар, пилотская казарма и газовый завод. Ещё один ангар был построен по заказа города в 1914 году[7].
После начала Первой мировой войны всё лётное поле и прилегающие сооружения были конфискованы армией. В Дюссельдорфе размещалась воздухоплавательная часть (нем. Luftschifferabtelung) имперских военно-воздушных сил Германии, а с 1917 году там же была размещена и эскадрилья истребителей. При авианалёте RNAS[en] 8 октября 1914 года был уничтожен один из ангаров вместе с закреплённым в нём дирижаблем Z IX (LZ 25)[8]. В конце войны Дюссельдорф и вся Рейнская область были оккупированы французскими войсками. Оставшиеся ангары были демонтированы, а любое авиасообщение на оккупированной территории как во время, так и после войны было запрещено[7].
Для присоединения города к появляющейся сети авиаперевозок Дюссельдорф приобрёл на 200 тысяч рентных марок акции LURAG[de] — одной из гражданских многочисленных авиакомпаний, входивших в концерн Junkers Luftverkehr AG. Была организована автомобильная служба доставки пассажиров в аэропорт Дорстена, лежавший за пределами оккупированной области и потому не попавший в бесполётную зону. После окончания рурского конфликта и подписания заинтересованными сторонами плана Дауэса, оккупация региона Францией завершилась. В августе 1925 года оккупационная администрация передала пришедший в запустение участок городу. 14 и 15 сентября город и коммунальное транспортное предприятие Rheinische Bahngesellschaft AG[de] провели посвящённый освобождению авиационный чемпионат. Началось планирование восстановления и расширения аэропорта. С конца сентября 1925 года было организовано регулярное авиасообщение[9]. В 1926 году LURAG перевела свои рейсы в аэропорт Эссен-Мюльхайм[de], а в Дюссельдорфе началось строительство так называемого «аварийного аэродрома» (нем. Notlandeplatz) — вопрос о статусе аэропорта на тот момент всё ещё оставался открытым.
Стремясь обеспечить своё влияние на принятие решений о планировании маршрутизаторов, Дюссельдорф приобрёл на 270 тысяч рентных марок акции второй крупной немецкой авиакомпании Aero Lloyd, что позволило городу после её объединения с Junkers Luftverkehr AG получить долю в 550 тысяч рейхсмарок в новообразованной Luft Hansa AG. Продолжались работы в аэропорту — его территория была выровнена, увеличена и ограждена, а здание казармы перестроено в терминал. 1 апреля 1927 года был подписан договор об аренде аэропорта Rheinische Bahngesellschaft AG за 13 800 рейхсмарок в год[10]. 19 апреля 1927 года состоялось тожественное открытие аэропорта[11].
После открытия Дюссельдорф не получил статуса аэропорта (нем. Flughafen). Вместо этого он стал «транспортным аэродромом» (нем. Verkehrslandeplatz) с тремя регулярными маршрутами — в Кёльн, Эссен и Дортмунд. Для управления аэропортом было создано эксплуатационное объединение Düsseldorfer Flughafenbetriebsgesellschaft mbH (DFG), 75 % которого принадлежали городу, а оставшаяся четверть — Rheinische Bahngesellschaft AG[11]. Несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию в стране до конца 11927 года в Дюссельдорфе были выполнены 900 взлётов и посадок, перевезены 1620 пассажиров, 12 тонн груза и 8,8 тонн почты[12]. В 29 апреля 1929 году открылся первый международный маршрут из Дюссельдорфа — бельгийская авиакомпания Sabena начала полёты по маршруту Брюссель — Антверпен — Дюссельдорф — Гамбург, для чего в аэропорту было открыто отделение таможни[13]. В 1929 года деревня Лёхаузен вместе с прилегающей территорией, на которой был расположен аэропорт, вошла в состав города Дюссельдорф[14]. После того, как в 1931 году было установлено освещение, позволившее выполнять взлёты и посадки и в ночное время, в 1932 году Дюссельдорф наконец получил статус аэропорта второго класса. В том же году Luft Hansa открыла новые рейсы на Боркум и Нордернай, а Sabena — рейс Брюссель — Дюссельдорф — Берлин[15]. Увеличение размеров и веса самолётов привело к расширению и укреплению перрона в 1933 году[16].
После прихода к власти НСДАП ситуация в аэропорту изменилась. Под давлением новых властей Rheinische Bahngesellschaft AG была вынуждена выйти из состава акционеров DFG и передать свою долю городу. С 1934 года было усилено движение на маршруте Дюссельдорф — Берлин, где стали использоваться самолёты Junkers Ju 52. Значительно выросло количество спецрейсов. Национал-социалистический авиакорпус и Немецкая ассоциация воздушного спорта[de] проводили активное обучение пилотов и широко использовали аэропорт для учебных вылетов[17]. Параллельно полностью изменился характер застройки гольцхаймской пустоши. Была инициирована её активная застройка — после 1936 года были построены город-сад Штокум[de], жилой массив для сотрудников Rheinbahn в Кайзерверте и более 300 единиц жилья в Унтерате[de]. Наряду с этим активно шла и поддерживаемая многочисленными программами субсидирования частная застройка. Спустя годы тесная застройка прилежащих районов отрицательно скажется на перспективах развития аэропорта[18].
В 1937 году пассажирооборот в аэропорту достиг своего пика. Были выполнены свыше 4 000 взлётов и посадок, перевезены около 17 тысяч пассажиров, 120 тонн груза и 41 тонна почты. Однако в 1938 году командование Люфтваффе потребовало передачи всего аэроорта под военное командование. Город предложил в качестве альтернативый начать строительство нового гражданского аэропорта на севере Линторфа[de]. Однако эти планы не получили реализации — 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война[18].
На конец 2014 года аэропорт обслуживает следующие авиакомпании:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Emirates SkyCargo | Дубай (Аль-Мактум) |
Swiss WorldCargo | Цюрих |
Волга-Днепр | Ашхабад |
Оператором аэропорта является общество с ограниченной ответственностью Flughafen Düsseldorf GmbH с уставным капиталом в 25 564 594,06 евро (50 миллионов немецких марок)[* 2][25]. Долями в компании владеют:
В свою очередь по 40 % Airport Partners GmbH принадлежат компаниям AviAlliance GmbH [en] (ранее принадлежавшая Hochtief[26], а в настоящее время — канадскому пенсионному фонду Public Sector Pension Investment Board[en]) и Aer Rianta International plc (дочерняя компания ирландского государственного оператора Dublin Airport Authority plc[en]), а 20 % — AviAlliance Capital Co. KGaA [en][27].
При обороте в 429,2 миллиона евро чистая прибыль дюссельдорфского аэропорта в 2013 году составила 34,5 млн евро[28]. В аэропорту работают 2223 человека[29].
Аэропорт расположен в северной части Дюссельдорфа, в районе Лёхаузен[de] (5-й округ), неподалёку от Дюссельдорфской торговой выставки[en] и на границе с соседними городами — Дуйсбургом, Ратингеном и Меербушем.
Возле аэропорта проходит автобан A44[de], который отдельная Y-образная транспортная развязка (31 Düsseldorf-Flughafen) связывает прямо с аэропортом. А44 проходит в направлении с запада на восток (Ахен — Ратинген) и неподалёку от аэропорта пересекается с автобанами A52[de] (Эссен — Рурмонд), A57[de] (Кёльн — Ниймеген) и A3[de] (Эммерих — Кёльн — Франкфурт-на-Майне — Нюрнберг — Пассау), а также федеральной трассой 8 (8n)[de], обходящей аэропорт вдоль его западной и северной границ и переходящей в автобан A59[de], ведущий в Дуйсбург.
В северо-восточной части аэропорта, в 2.5 километрах от здания терминала на железнодорожной ветке Кёльн — Дуйсбург находится вокзал «Дюссельдорфский аэропорт», где ежедневно останавливаются около 300 поездов ближнего и дальнего следования. Терминалы, парковки и вокзал связывает автоматическая монорельсовая подвесная дорога[de] SkyTrain.
Под терминалом C расположена железнодорожная станция «Терминал аэропорта Дюссельдорф»[de]. Курсирующая в дневное с 20-минутным тактом городская электричка S11 обеспечивает прямую связь терминалов с центральными вокзалами Дюссельдорфа и Кёльна.
Аэропорты Германии по пассажиропотоку в год, млн чел. | |
---|---|
Более 5 млн |
Берлин (Тегель) • Берлин (Шёнефельд) • Гамбург • Ганновер • Дюссельдорф • Кёльн/Бонн • Мюнхен • Франкфурт-на-Майне • Штутгарт |
От 1 до 5 млн |
Бремен • Веце • Дортмунд • Дрезден • Карлсруэ/Баден-Баден • Лейпциг/Халле • Нюрнберг • Франкфурт-Хан |
До 1 млн |
Брауншвейг/Вольфсбург • Зигерланд • Зюльт • Кассель • Любек • Магдебург • Мемминген • Мюнстер/Оснабрюк • Нойбранденбург • Падерборн/Липпштадт • Росток-Лаге • Саарбрюккен • Фридрихсхафен • Херингсдорф • Цвайбрюкен • Шверин-Пархим • Штральзунд-Барт • Эрфурт |
Недействующие |
Строящиеся: Берлин-Бранденбург • Закрытые: Берлин-Темпельхоф • Кёльн-Бутцвайлерхоф • Мюнхен-Рим |
Международный аэропорт Дюссельдорф.