Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Моргунов алексей алексеевич ансамбль, художник моргунов алексей алексеевич, моргунов алексей алексеевич красноярск

Перейти к: навигация, поиск
Алексей Моргунов

Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева направо). Москва, 1 марта 1914 года
Имя при рождении:

Алексей Алексеевич Моргунов

Дата рождения:

1884({{padleft:1884|4|0}})

Место рождения:

Российская империя

Дата смерти:

1935({{padleft:1935|4|0}})

Место смерти:

СССР

Гражданство:

 Российская империя СССР

Стиль:

неопримитивизм, фовизм, феврализм, неоклассицизм, соцреализм

Алексе́й Алексе́евич Моргуно́в (1884—1935) — российский и советский художник, внебрачный сын пейзажиста Алексея Саврасова. Видный представитель русского авангарда. Начинал с неопримитивизма с сильным влиянием фовизма, был сооснователем (вместе с Казимиром Малевичем и Иваном Клюном) феврализма, в советское время вернулся к неоклассицизму и закончил соцреализмом. Как и отец, страдал алкоголизмом и был склонен к запоям.

Содержание

Биография

Алексей Моргунов — внебрачный сын известного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова[1] и Екатерины Матвеевны Моргуновой (около 1856 — около 1920).

В ранних авангардных работах Моргунов сочетал фовизм и неопримитивизм в редакции Михаила Ларионова. В начале 1910-х годов художник держал мастерскую на Остоженке в Москве, получившую известность под названием «Моргуновка», которая была местом встречи левых живописцев и своеобразным клубом и «свободной академией» для рисования натуры[2].

В 1914—1915 годах Моргунов был одним из ближайших сподвижников Казимира Малевича, вместе с ним и Иваном Клюном основавшего феврализм. Начало феврализму было положено на публичном диспуте «Бубнового валета» 19 февраля 1914 года по старому стилю в зале Политехнического музея. Малевич, заявивший на диспуте о низвержении разума, и провоцировавший диспутантов Моргунов пришли на диспут с прикреплёнными на лацканах пиджаков деревянными ложками. Председательствовавший Пётр Кончаловский был вынужден закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда сделалось расстройство желудка, притом утомил, дурак…»[3]

Фотография гуляющих 1 марта 1914 года с ложками в петлицах по Кузнецкому Мосту Малевича и Моргунова попала в московские газеты. Вне газет осталась фотография троицы февралистов-«лошкарей» с Клюном, сделанная в тот же день, чуть ранее, в художественном ателье на Арбате[4].

Помимо эпатажа и алогизма, в февралистских полотнах Алексея Моргунова, по наблюдению Александры Шатских, «присутствуют те самые плоскости правильных очертаний, что своим молчаливым взиранием так тревожили будущего супрематиста» Малевича[5]. Однако в супрематизм Моргунов не попал. Шатских так пишет об этом:

Вынужденная цезура в творческих отношениях, о которой Малевичу пришлось сообщить Матюшину 28 сентября 1915 года («Моргунов сдал совсем и пришёл в ужасное состояние») была вызвана не «интриганством» супрематиста, которое понапрасну пытаются инкриминировать ему, а потомственным заболеванием отпрыска Саврасова. Чудовищные запои омрачали жизнь и отца, и сына[6].

На два года Моргунов почти полностью выпал из художественной жизни, частично вернувшись в неё только в раннесоветское время[7]. В 1920-е годы художник обратился к неоклассицизму, а в последние годы жизни писал картины в стиле соцреализма[8].

Высшие достижения в искусстве Алексея Моргунова связаны с периодом тесной дружбы с Казимиром Малевичем и, прежде всего, с феврализмом[9]. Немногочисленные февралистские произведения художника в основном сосредоточены в той части коллекции Георгия Костаки, которая в настоящее время находится в Государственном музее современного искусства в Салониках, и в собрании Николая Харджиева[10].

Галерея

Примечания

  1. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 37. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  2. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 37. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  3. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 14. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  4. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 32. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  5. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 36. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  6. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 38. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  7. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 38—39. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  8. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 37. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  9. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 38. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8
  10. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — С. 37. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8

Библиография

Ссылки

  • Алексей Моргунов на сайте Фонда национальных художественных коллекций
  • Алексей Моргунов на сайте Каракалпакского государственного музея искусств имени И. В. Савицкого

Моргунов алексей алексеевич ансамбль, художник моргунов алексей алексеевич, моргунов алексей алексеевич красноярск.

Файл:Elijah the Prophet church in Tsipino Pogost Interior 0762.jpg, Шаблон:Матч всех звёзд женской НБА.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93