Одно из изображений, использованных в листовках, наклейках, плакатах с призывами к бойкоту российских товаров |
|
Дата |
август — ноябрь 2013; |
---|---|
Место |
«Не покупай российское!», или «Бойкотируй российское!» — кампания бойкота российских товаров на Украине, объявленная в августе 2013 года общественным движением «Відсіч» в ответ на ограничения, введённые таможенной службой РФ на импорт продукции украинских производителей. Началась с призывов в социальных сетях[1], за которыми последовало распространение листовок, плакатов, наклеек и т. п. Кампания утратила системный характер с началом Евромайдана в ноябре 2013 года, но в марте 2014 года, в связи с началом событий в Крыму, активисты объявили о её возобновлении.
Причиной начала кампании активисты называли внесение 14 августа 2013 таможенной службой Российской Федерации всех украинских экспортёров в перечень «рисковых». Эти действия повлекли за собой фактическую блокаду поставок товаров с Украины в Россию, поскольку на пограничных пропускных пунктах стали образовываться очереди из сотен грузовиков и железнодорожных вагонов, ожидающих таможенного досмотра[2].
Активисты кампании в октябре 2013 года заявляли, что её цель состоит в привлечении внимания к «откровенно недружественной политике России в отношении Украины: украинские товары запрещают, убивают украинских рыбаков, воины ЧФ РФ с автоматами захватывают помещения в Севастополе, а российские власти неустанно пугают, что сделают Украине ещё хуже, если мы не откажемся от евроинтеграции. Кампания побуждает украинские власти и предпринимателей искать более надёжных, чем Россия, партнеров и переориентировать украинский бизнес на страны, где торгуют по честным правилам — а это прежде всего Евросоюз»[3].
В апреле 2014 года появились сообщения о том, что российские производители через ассоциацию GS1 меняют штрих-коды с российских на штрих-коды других стран.[4] Кроме того, выявлены факты противоправной маскировки российских товаров в некоторых украинских супермаркетах.[5][6][7]
Как заявил аналитик международной финансовой компании «Альпари» Александр Михайленко, импорт российских товаров на Украину в январе-феврале 2014 года сократился на 700—800 млн долларов США по сравнению с аналогичным периодом 2013 года из-за их бойкота Украиной.[8]
26 марта 2014 года стало известно, что за последние две недели объёмы продаж российских товаров на Украину сократились почти на 40 %.[9] Подтвердили это также в Европейской бизнес-ассоциации, отметив, что российские производители испытывают экономические последствия бойкота.[10] В мае сообщили о падении продаж российских товаров в среднем на 35-50 %.[11]
В начале мая 2014 директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко заявил, что с начала года продажи российской продукции снизились в несколько раз.[12] Тогда же стало известно об уменьшении продаж русской одежды на 70 % и закрытие соответствующих российских магазинов, о чём сообщил владелец одного из магазинов одежды Андрей Седых.[13]
По состоянию на середину мая 2014 года известно, что украинские супермаркеты стали массово отказываться от закупок российских товаров, поставки из России упали на треть.[14]
Согласно интернет-исследованиям TNS на Украине, в марте-апреле 2014 года 52 % украинцев положительно или скорее положительно относятся к бойкоту российских товаров. По данным исследования, 39 % опрошенных участвуют в бойкоте.[15]
По данным исследований по состоянию на июнь 2014 года, Украина усиленными темпами сокращает свою торговую зависимость от России на фоне налаживания экспорта в страны Евросоюза.[16]
Не покупай русское, не покупай российское реклама.
Марсио Соуза да Сильва, Луи Шарль Филипп Рафаэль Орлеанский, Хайд, Мика.