Заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст», «Евстафий» и крейсера «Кагул». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
Июль: Закладка эскадренного миноносца «Заветный». Сдан Черноморскому флоту в 1903 г. Эсминцы «Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий» построены в период 1903—1905 гг.
Неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с полицией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
Февраль: Всеобщая забастовка рабочих и закрытие завода.
Окончание постройки ново-турбинного участка и организация производства паровых турбин.
Окончание постройки нового здания главного магазина и передача старого здания кузнечно-прессовому цеху.
Окончание строительства инструментального цеха.
Окончание постройки прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании).
Окончание строительства здания электроремонтного цеха.
Август: Окончание постройки мартеновского цеха (первая плавка в декабре).
Начало работ по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораблей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадренных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.
Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа «М».
Ноябрь: Образование Комбината (разделение завода на три: судостроительный, машиностроительный и металлургический).
Начало технического перевооружения механических цехов и участков завода.
Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во временных деревянных строениях и в здании испытательной станции.
Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в него такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.
Июнь: Организация производства авиабомб, переправочных понтонов, а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, инструментов, ценных материалов и высококвалифицированных рабочих и ИТР.
28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и сооружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станочный участок арматурно-крепежного цеха).
Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
Сентябрь: Начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и кораблестроительном институте (во временных зданиях).
Внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений.
Начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объемных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.
Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологической основе путем применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.
8 февраля: Награждение завода орденом Ленина и 275 работников орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства и в связи с пятидесятилетием завода.
25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
Организация машиносчётной станции (МСС).
7 декабря: Создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).
Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).
Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени Н. И. Носенко».
Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонскогосовнархоза, а в 1963 году — в состав Черноморского совнархозаа.
Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO2.
Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропан-бутанаприродным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистральным трубам (газификации завода).
Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.
Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).
Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.
Внедрение транспортировки объемных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
Завершение реконструкции северной набережной с установкой длинострелых портальных кранов.
Завершение реконструкции и расширения мощностей энергетики завода. Сооружены ЛЭП глубокого ввода с подстанцией, котельная на 300 гкал/час, компрессорный участок, внутризаводские сети электропитания, технологических газов и др.
Создание и внедрение парафиновой композиции для спуска крупных судов со стапеля.
На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.
На Украине создана судостроительная корпорация «Укрсудстрой», куда вошли такие предприятия и организации как ПО «ЧСЗ», ПО имени 61-го Коммунара, ЦКБ «Черноморсудопроект» и др.
Резко сократились объемы производства на заводе. Но завод выходит из тяжелого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 коммунара, секция траулеров для завода «Океан». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая секция заказ 201.
Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск», находящегося на стапеле.
Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
70 лет заводской многотиражке «Трибуна рабочего».
25 лет Дворцу культуры и техники «ЧСЗ».
Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.
Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
Завод принял участие в традиционной ежегодной выставке в Измире, где представил свои макеты строящихся судов, агрегаты для сахарной промышленности, рекламные проспекты и буклеты о заводе и перспективных судах и др.
Предприятие занимается арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда . Из 40 000 работников осталось чуть более 2000 человек (в основном администрация). Директором на короткое время становится Сагайдаков Александр Михайлович (дир. ОАО «Николаевская малотоннажная верфь»).
Рождённый в краю корабельном / Плясков Л. А., Кучеренко Л. М. и др.. — К.: Издательский дом «Компьютерные системы» ЗАО, 1997. — 400 с. — ISBN 978-966-95240-1-0
Наш Черноморский. 1897-1987. / Плясков Л. А., Кучеренко Л. М.. — М.: Мысль, 1989. — 481 с.
Черноморский Судостроительный завод 1897-1988. / Плясков Л. А., Золотарева В. А.. — 1989.
Примечания
↑Николаевский завод - герой трудового фронта // Бурят-Монгольская правда № 124 (797) 4 июня 1926 года. стр. 2
details
details
details
details
details
details
Ссылки
Официальный сайт
ЧСЗ на ukrindustrial.com
ЧСЗ на novosti.mk.ua
проект подводных субмарин № 613
первое полнокомплектное судно ушедшее с ЧСЗ своим ходом после длительного перерыва