Китти О’Нейл | |
англ. Kitty O'Neil | |
Фотография Китти О’Нейл с её автографом (около 1976 года) |
|
Род деятельности: |
каскадёрша, гонщица |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Супруг: |
Даффи Хамблтон (1970 — ранее 1989) |
Ки́тти О’Нейл (также известна как Китти О’Нил и как Китти Хамблтон/Хэмблтон по фамилии мужа, англ. Kitty O'Neil; род. 24 мая 1946 в Корпус-Кристи, штат Техас, США) — американская глухая каскадёрша и гонщица, с 1976 года по настоящее время (2013 год) держатель неофициального женского рекорда скорости на наземном транспортном средстве — 843,323 км/ч на SMI Motivator[1][2]. Её история жизни была увековечена в телевизионном фильме 1979 года «Тихая победа: История Китти О’Нейл» (англ. Silent Victory: The Kitty O'Neil Story), дважды номинированном на Эмми.
Китти родилась в Корпус-Кристи, Техас в семье отца-ирландца и матери-чероки[3], и потеряла слух в четыре месяца из-за комбинации кори, свинки и оспы[4]. Семья Китти вскоре после её рождения переехала в Уичито-Фолс[5], где мать выучила её читать по губам, так что Китти заканчивала обычную школу. В 1964 году она переехала в Калифорнию, где готовилась к Олимпиаде — она входила в сборную США по прыжкам в воду, но не поехала на Олимпиаду из-за спинального менингита[5][6].
Несмотря на глухоту, свою миниатюрность (рост 5 футов 3 дюйма или 160 см) и две перенесённые операции по удалению раковых опухолей ещё в 1960-е годы, Китти всегда увлекалась рискованными занятиями: сначала испытывала парашюты[3], затем в 1970 году вышла замуж за каскадёра Даффи Хамблтона (англ. Duffy Hambleton) и стала каскадёром сама, снимаясь в 1970-х в таких известных фильмах, как Аэропорт 77, Братья Блюз и Омен 2: Дэмиен. Увлекалась автоспортом, в частности, драгстерными гонками. Обладательница 22 мировых рекордов скорости на земле и воде[7], за свои каскадёрские достижения несколько раз попадала в книгу рекордов Гиннесса[8]. В 1970 году установила женский мировой рекорд скорости на водных лыжах, 168 км/ч[3], а в 1980 году — рекорд высоты каскадёрского падения, 127 футов[4][6] (38,7 м, примерно 12 этажей).
О Китти в 1979 году был снят биографический фильм «Тихая победа: История Китти О’Нейл» (англ. Silent Victory: The Kitty O'Neil Story), номинированный на Эмми за работу режиссёра и роль актрисы второго плана. Согласно интервью 2005 года, после выпуска фильма, в котором Китти делала за себя только трюки, она была удивлена, так как почти половина фильма не соответствовала реальным событиям[8]. Выпускались также её куклы[4].
В интервью 1979 года Китти приписывала свои успехи в избранных ею занятиях помощи Господа и своей глухоте, которая способствует лучшему ощущению вибрации и позволяет не отвлекаться на шум: «Я могу лучше концентрироваться и моё душевное равновесие более устойчиво»[5]. В 1982 году Китти ушла на покой[4] и сейчас предпочитает заниматься выращиванием цветов, готовкой для вечеринок и компьютерными играми в доме около озера Эврика вместе с выросшим в этих местах Реймондом Уолдом (англ. Raymond Wald), её партнёром с 1989 года (2005)[8].
В 1976 году Уильям (Билл) Фредерик завершил постройку реактивного болида SMI Motivator, который был рассчитан на покорение скорости звука на земле. Испытывая сильный недостаток средств, он продал эксклюзивное право на заезды на нём за 50 000 долларов двум автогонщикам и каскадёрам: Китти (она вложила 20 000) и Генри (Хэлу) Нидхэму (его доля составляла 30 000, по другим источникам 25 000[6])[3].
Заезды начались летом 1976 года на высохшем озере Эль Мираж к северу от Лос-Анжелеса, затем продолжились в Бонневилле, и, наконец, на высохшем озере Эльворд в Орегоне. Нидхэм в это время участвовал в съёмках фильма и не садился за руль болида, а Китти от заезда к заезду ставила всё новые рекорды скорости для женщин. 6 декабря 1976 года, помолившись, как она, ревностная христианка, всегда делала перед стартом[5][6], Китти показала среднюю скорость на километре в двух направлениях 825,120 км/ч, а на одной миле — 843,323 км/ч[3].
Показав в заезде максимальную скорость в момент выключения двигателя в 618 миль в час (около 994 км/ч) всего лишь на 60 % мощности, она готова была в следующем заезде побить тогдашний рекорд Гарри Габелича в 1014,294 км/ч, однако спонсоры постройки реактивного рекордного автомобиля и Нидхэм стали давить на Фредерика, чтобы он прекратил заезды Китти. Формальной причиной послужило якобы игнорирование Фредериком условий контракта с Нидхэмом (контракты были сформулированы так, что Китти давалось право на эксклюзивное побитие женского рекорда скорости, а Нидхэму — мужского[6][9]), а также «ущемление мужского достоинства Нидхэма, да и вообще всех мужчин мира, если вдруг женщина окажется чемпионкой планеты»[3]. Представитель Нидхэма даже якобы заявил репортёрам, что для женщины будет «унизительно» поставить «мужской» рекорд[10][9] (журнал Sports Illustrated утверждает, что это было неверное цитирование, в результате которого Нидхэм получил несколько звонков, называвших его свиньёй-шовинистом и худшими словами[11], а другие источники атрибутируют это высказывание спонсору, который боялся за продажи кукол Нидхэма, если бы он не оказался самым быстрым гонщиком мира[12][13]). Под угрозой судебного иска от Нидхэма и потери его денег на следующий день Фредерик буквально в последний момент перед стартом выдернул Китти из готовой к запуску машины и отстранил её от заездов[6][3].
В июле 1977 года за руль автомобиля сел Нидхэм. Во время третьего заезда не раскрылись все три тормозных парашюта и болид, пропахав в песке многосотметровую борозду, пришёл в негодность, хотя гонщик практически не пострадал. Как выяснилось, в контейнеры с парашютами для заездов сотрудником фирмы, их производившей, по наущению и за деньги одной из конкурирующих рекордных команд была залита кислота. Автомобиль подлатали и продали в частную коллекцию вдове австрийского гонщика Йохена Риндта[3].
Установленный Китти рекорд до сих пор не побит, однако не признан ФИА, так как автомобиль имел всего три колеса вместо положенных по правилам четырёх и более[3]. С другой стороны, некоторые источники утверждают, что рекорд был признан ФИМ, которая занимается трёх- и двухколёсными транспортными средствами, обычно мотоциклами[14], в то время как на сайте ФИМ он отсутствует[15].
7 июля 1977 года на реактивном драгстере «Ракетный Кот» (англ. Rocket Cat), сконструированном Кай Майкельсоном (англ.)русск., на дне высохшего озера Эль-Мираж, штат Калифорния Китти установила рекорд на четверть мили, проехав её за 3,225 с. В этом же заезде был установлен рекорд конечной скорости на четверти мили в 631,732 км/ч[16][17].
Рекорд был установлен не в официальном драгстерном соревновании и не повторён с точностью до 1 % в том же соревновании, поэтому не признан NHRA. Из-за того, что заезд был проведён только в одном направлении, он не признан также и ФИА[16].
…John Radewagen—a Chicago public-relations man paid to promote Needham and maintain a low profile for Marvin Glass and Associates—was falsely quoted as saying that it would be "degrading" for a woman to hold the record. As a consequence, Marvin Glass and Associates lost their low profile, and Needham got a number of phone calls accusing him of being a male chauvinist pig and worse.
A representative of the Marvin Glass toy company of Chicago, which had rights to the car, was quoted as saying, "It would be unbecoming and degrading for a woman to break this record." Although Marvin Glass & Associates now denies such a statement, the company acknowledges it wanted a driver named Hal Needham to break the record because it had a contract to produce a Hal Needham doll.
One of the sponsors was reported to have said that it would be unbecoming and degrading for a woman to set a land-speed record. Later, a spokesman for the sponsor said that this was not their feeling at all, simply that it would be demeaning to their efforts to allow Kitty to set the record. The company felt that Needham was a remarkable commodity, but it would be difficult to market Kitty.
Китти логотип, китти распечатать, китти шапка, китти твич.
Памятник банковской пластиковой карте, Категория:Альбомы Sintez Records.