Рейс 370 Malaysia Airlines | |
Схема полёта рейса 370: точка ухода самолёта с курса и последнего контакта с диспетчером |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Предположительно, упал в океан |
Причина |
Устанавливается |
Место | |
Погибшие |
неизвестно |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
MH370 |
Бортовой номер |
9M-MRO |
Дата выпуска |
14 мая 2002 года (первый полёт) |
Пассажиры |
227 |
Экипаж |
12 |
Погибшие |
?/239 |
Изображения на Викискладе |
Рейс 370 Malaysia Airlines — рейс авиакомпании Malaysia Airlines (совместно с China Southern Airlines), Boeing 777-200ER, с которым в субботу 8 марта 2014 года во время перелёта из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин (КНР) была потеряна связь[1][2]. В этот момент самолёт летел над Южно-Китайским морем. Впоследствии было установлено, что на авиалайнере неизвестные лица отключили системы связи, но при этом самолёт существенно отклонился от курса и находился в воздухе ещё не менее 7 часов.
В результате, предположительно, он разбился в южной части Индийского океана, и все находившиеся на борту погибли[3][4] (12 членов экипажа и 227 пассажиров). Это вторая по количеству жертв катастрофа 2014 года с участием Boeing 777.
Широкофюзеляжный Boeing 777-200ER (в некоторых источниках указывается с кодом авиакомпании — Boeing 777-2H6ER[П 1]) авиакомпании Malaysia Airlines (бортовой номер — 9M-MRO, заводской — 28420, серийный — 404[5]), произведён в 2002 году, первый полёт совершил 14 мая 2002 года[5], передан авиакомпании 31 мая 2002 года[5][6]. Общий налёт самолёта: 53 465 часов, 7525 циклов взлёта-посадки[7]. На самолёте установлены два двигателя Rolls-Royce Trent 892 (англ.)русск.[5]. Вместимость салона 282 пассажирских места (35 — «бизнес-класс» и 247 — «эконом-класс»)[8].
По данным Malaysia Airlines, последнее техническое обслуживание самолёт прошёл 23 февраля 2014 года[7].
В августе 2012 года пропавший Boeing 777 стал участником инцидента в аэропорту Шанхая. При рулении он повредил законцовку крыла, зацепив хвост Airbus A340 авиакомпании China Eastern Airlines. Однако эта авария была признана незначительной, а самолёт после ремонта возвращён в эксплуатацию[8][9].
Самолёт вылетел из Куала-Лумпура в 0:41 8 марта 2014 года по местному времени и должен был произвести посадку в Пекине в 6:30. Длина маршрута — 4417 км[10].
По данным расследования, взлёт, набор высоты и занятие курса проходили в штатном режиме. Пилоты поддерживали связь с наземными службами. Боинг занял требуемый эшелон и следовал в нужном направлении: по данным FlightRadar24, самолёт летел на высоте около 10,5 тыс. м (35 тыс. футов) со скоростью 870 км/ч (470 узлов). Последний сеанс связи с Боингом был спустя примерно час после взлёта. Малайзийские авиадиспетчеры сообщили экипажу о том, что самолёт покинул малайзийское воздушное пространство, и далее его будет сопровождать диспетчерская служба Хошимина, так как он вошёл в воздушное пространство Вьетнама. Один из членов экипажа ответил: «Доброй ночи, Малайзийский три семь ноль» («Good night, Malaysian three seven zero»)[11][12][13][14]. Это было последнее сообщение от экипажа. Спустя несколько минут после этого связь с самолётом была потеряна, и он пропал с экранов радаров[15]. На самолёте были отключены устройства-транспондеры, передающие информацию о местоположении воздушного судна и его идентификационные данные[16].
В момент исчезновения самолёт находился над Южно-Китайским морем, в 223 км юго-западнее вьетнамского побережья[17] и 226 км восточнее провинции Паттани (Таиланд)[18][19][20].
За всё время полёта экипаж не сообщал о проблемах на борту или чрезвычайных внешних обстоятельствах (погодные условия)[21]. Кроме того, самолёт был оборудован адресно-отчётной системой авиационной связи (ACARS), которая осуществляет непрерывный мониторинг полётных данных и автоматически передаёт информацию наземным службам. С пропавшего борта данных о проблемах через систему ACARS не поступало[7]. При этом система ACARS была также отключена неизвестными в промежутке между 1:07 и 1:37 8 марта, предположительно ещё до того, как самолёт достиг восточного побережья Малайзии[16], и перед отключением транспондеров.
Малайзийские власти опубликовали расшифровку переговоров экипажа с диспетчерами[21][22]. Ниже приведена выдержка радиообмена, с момента взлёта до последних слов экипажа в эфире. Перевод на русский язык неофициальный[23].
Время (местное) | В эфире | Текст сообщения (англ.) | Текст сообщения (перевод) | Комментарии |
---|---|---|---|---|
00:36:30 | MH370 | Tower MH370 Morning | Вышка, MH370, доброе утро | Boeing 777 следует к взлётно-посадочной полосе |
00:36:38 | Диспетчер | MH370 good morning. Lumpur Tower. Holding point.. [garbled]..10 32 Right | MH370, доброе утро. Вышка Куала-Лумпур. Оставайтесь на А 10, 32 правая | Указание оставаться на рулёжной дорожке, для взлёта использовать ВПП 32 правую |
00:36:50 | MH370 | Alfa 10 MH370 | Альфа 10 MH 370 | Подтверждение указания диспетчера |
00:38:43 | Диспетчер | 370 line up 32 Right Alfa 10. | 370 занимайте исполнительный 32 правая, Альфа 10 | Исполнительный старт — начало ВПП, откуда самолёт начинает разбег |
MH370 | Line up 32 Right Alfa 10 MH370. | На исполнительном, 32 правая, Альфа 10, MH370 | Самолёт готов к взлёту | |
00:40:38 | Диспетчер | 370 32 Right Cleared for take-off. Good night. | 370, 32 правая, взлёт разрешаю. Спокойной ночи. | Диспетчер дал разрешение на взлёт |
MH370 | 32 Right Cleared for take-off MH370. Thank you Bye. | 32 правая взлетаем, MH370. Спасибо, до свидания. | Подтверждение указания диспетчера | |
00:42:05 | MH370 | Departure Malaysian Three Seven Zero | Взлёт произвёл, MH370 | |
00:42:10 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero selamat pagi identified. Climb flight level one eight zero cancel SID enru turn right direct to IGARI | MH370, опознаны. Набирайте эшелон 180, отменяю SID, выполняйте правый разворот на IGARI | Эшелон указывается в сотнях футов (FL180 — 18 000 футов, ок. 5 500 м)
Диспетчер отменил выход из зоны аэродрома по стандартной схеме вылета (SID) и сразу направил борт на первую путевую точку IGARI. |
00:42:48 | MH370 | Okay level one eight zero direct IGARI Malaysian one err Three Seven Zero | Вас понял, эшелон 180, курс на IGARI, MH370 | Подтверждение указания диспетчера |
00:42:52 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero contact Lumpur Radar One Three Two Six good night | MH370 работайте с Лумпур-Радар на частоте 132,6. Спокойной ночи | Диспетчер передаёт самолёт диспетчеру магистрального движения |
MH370 | Night One Three Two Six Malaysian Three Seven Zero | Спокойной ночи. 132,6, MH370 | Подтверждение указания диспетчера | |
00:46:51 | MH370 | Lumpur Control Malaysian Three Seven Zero | Лумпур-Контроль, MH370 | Выход на связь с диспетчером зоны |
00:46:51 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero Lumpur radar Good Morning climb flight level two five zero | MH370, Лумпур-Радар, доброе утро. Набирайте эшелон 250 | |
00:46:54 | MH370 | Morning level two five zero Malaysian Three Seven Zero | Доброе утро, эшелон 250, MH370 | Подтверждение указания диспетчера |
00:50:06 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero climb flight level three five zero | MH370, набирайте эшелон 350 | |
00:50:09 | MH370 | Flight level three five zero Malaysian Three Seven Zero | Эшелон 350, MH370 | Подтверждение указания диспетчера |
01:01:14 | MH370 | Malaysian Three Seven Zero maintaining level three five zero | MH370, следую на эшелоне 350 | |
01:01:19 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero | MH370 | Диспетчер произносит позывной рейса |
01:07:55 | MH370 | Malaysian…Three Seven Zero maintaining level three five zero | MH370, следую на эшелоне 350 | |
01:08:00 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero | MH370 | Экипаж и диспетчер дважды обмениваются дублирующей информацией |
01:19:24 | Диспетчер | Malaysian Three Seven Zero contact Ho Chi Minh 120 decimal 9 Good Night | MH370, работайте с Хошимином, 120,9, спокойной ночи | Диспетчер сообщает частоту радиопередатчика следующего пункта контроля воздушного движения |
01:19:29 | MH370 | Good Night Malaysian Three Seven Zero | Спокойной ночи, MH370 | Последние слова экипажа MH370 |
В ходе расследования установлено, что спустя час после исчезновения самолёт был замечен военными радарами Малайзии в Малаккском проливе южнее острова Пхукет в точке, которая находится более чем на 500 км западнее последнего известного местоположения[21]. Эта информация была также подтверждена военными Таиланда. Первоначально самолёт следовал на запад, а затем повернул на север. Кроме того, по данным радаров борт сначала быстро поднялся до 12 километров (40000 футов), а через некоторое время снизился[24].
В дальнейшем самолёт находился вне радарного наблюдения, его возможные коридоры следования были определены по передававшимся через спутники Inmarsat раз в час сигналам о работе двигателей Rolls-Royce. В этих данных содержалась исключительно техническая информация, не включавшая местоположение или скорость движения. Однако с помощью расчётов, основанных на эффекте Доплера, стало возможным выяснить возможные пути следования Boeing 777[25]. Один вектор был направлен на север (над Таиландом, Вьетнамом, Китаем и Казахстаном), другой — на юг (Индийский океан). Северный коридор был исключён, так как власти Таиланда, Вьетнама и Китая сообщили, что лайнер не входил в их воздушное пространство[26]. В связи с этим, предполагается, что самолёт полетел в южную часть Индийского океана, где потерпел катастрофу[27][28].
При этом в воздухе он находился ещё не менее 7 часов после исчезновения с гражданских радаров. Последний сигнал от двигателей был получен спутниками в 8:15 по местному времени[21].
На борту самолёта находилось 239 человек, включая экипаж и пассажиров.
Гражданство | Количество людей |
---|---|
КНР | 152 |
Малайзия | 50 |
Индонезия | 7 |
Австралия | 6 |
Индия | 5 |
Франция | 4 |
США | 3 |
Украина | 2 |
Канада | 2 |
Новая Зеландия | 2 |
Иран | 2 |
Россия | 1 |
Китайская Республика | 1 |
Нидерланды | 1 |
Гонконг (Китай) | 1 |
Всего (14 стран) | 239[2] |
В экипаж самолёта входили 12 человек, имевших гражданство Малайзии[29], в том числе два пилота.
Командир воздушного судна (КВС) — 53-летний малаец Захари Ахмад Шах (Zaharie Ahmad Shah, в авиакомпании с 1981 года, общий налёт — 18 365 часов). КВС считался одним из наиболее профессиональных пилотов Malaysia Airlines. К тому же дома у Захари Ахмад Шаха был установлен симулятор кабины Boeing 777, в котором в свободное время пилот отрабатывал навыки управления самолётом. Женат, отец троих детей[30].
Второй пилот — 27-летний малаец Фарик Абдул Хамид (Fariq Abdul Hamid, в авиакомпании с 2007 года, общий налёт — 2763 часа)[2]. Обучение проходил в лётной школе на малайзийском курортном острове Лангкави.
На борту находилось 227 пассажиров из 14 стран, включая 5 детей в возрасте до 5 лет[29]. Большинство пассажиров — 153 имели гражданство Китая, в том числе один постоянный резидент Гонконга.
В числе пассажиров были 20 сотрудников американской компании Freescale Semiconductor[31] и 19 художников из Китая, возвращавшихся домой после выставки в Малайзии (плюс 10 сопровождающих)[32]. Некоторые из них были широко известны в Китае[33].
Известно имя россиянина, оказавшегося на борту, — 43-летний предприниматель Николай Бродский из Иркутска. Он возвращался из отпуска на Бали, где занимался дайвингом[34][35].
Четыре человека, имевшие билеты на этот рейс, опоздали на регистрацию и не попали на самолёт[36].
Также выяснилось, что минимум двух пассажиров (итальянца Луиджи Маральди (итал. Luigi Maraldi) и австрийца Кристиана Козеля (нем. Christian Kozel)[37][38]), которые числились в списках, на борту не было: по их паспортам приобрели билеты и попали на борт иные лица[39]. Настоящие владельцы паспортов заявили, что потеряли свои документы в Таиланде[40] (при этом Интерпол сообщил, что оба паспорта были добавлены в 2012 и 2013 годах в международную базу украденных документов[41]). Билеты нелегальных пассажиров были приобретены через China Southern Airlines и имели последовательные номера[42]. Личности обоих пассажиров с фиктивными документами были установлены[43]:
По данным Интерпола, они покинули Иран на законных основаниях с настоящими паспортами, а уже затем получили фиктивные документы[42].
В 7:24 8 марта авиакомпания Malaysia Airlines официально сообщила о пропаже без вести своего самолёта. При этом было указано, что местоположение «боинга» неизвестно с 2:40[45].
Была организована полномасштабная поисково-спасательная операция по розыску самолёта и выживших. В ней приняли участие 26 стран[46], в том числе Малайзия, США, Сингапур, Вьетнам, Китай, Аргентина и другие. Операция проводилась в акватории Южно-Китайского моря, Андаманского моря, в Индийском океане[46]. Осуществлялось водное, воздушное и спутниковое исследование территорий. Поиски самолёта велись на территории площадью 7,7 млн км² (2,2 млн морских миль²), что сопоставимо с площадью Австралии[16].
Кроме того, к поиску «боинга» были привлечены военные разведывательные подразделения, в том числе из США[47].
11 марта американская компания DigitalGlobe выложила в открытый доступ спутниковые снимки акватории Южно-Китайского моря, залива на западном побережье Таиланда, где, по первоначальным данным, предполагалось падение самолёта или его частей. Предполагалось, что это позволило пользователям исследовать местность и в случае обнаружения предметов, связанных с самолётом, сообщить о них властям. По данным DigitalGlobe, на 11 марта свыше 600 тысяч человек приняло участие в этой работе[48][49][50].
Однако в тот же день, 11 марта, в СМИ распространилась информация со ссылкой на официальные высказывания главы ВВС Малайзии Роджали Дауда (Rodzali Daud) о том, что самолёт отклонился от маршрута следования и полетел в обратном направлении, достигнув Малаккского пролива. Однако 12 марта Роджали Дауда сообщил, что не делал подобного заявления, но при этом не исключил, что «боинг» менял направление полёта[15]. 13 марта появилась информация, согласно которой самолёт мог продолжать свой полёт ещё в течение нескольких часов после исчезновения с экранов радаров и потери связи, и якобы в связи с этим область поисков расширена до Индийского океана.[51][52] Официальные власти Малайзии опровергли эту информацию[53], однако впоследствии министр транспорта Малайзии Хишамуддин Хусейн подтвердил[54] дальнейшее расширение зоны поиска в акваторию Индийского океана. Также со слов представителя Белого Дома США стало известно, что туда был отправлен американский военный корабль USS Kidd (DDG-100)[55].
24 марта 2014 года власти Малайзии заявили, что пропавший «Боинг» разбился в южной части Индийского океана, все находившиеся на борту погибли[27]. Этот вывод был сделан на основании расчёта траектории следования по передававшимся через спутники Inmarsat раз в час сигналам о работе двигателей Rolls-Royce. При этом других фактов, подтверждавших эту версию, не обнаружено (или не опубликовано).
5 апреля, в южной части Индийского океана, китайский корабль «Хайсюн-1» (Haixun 01 enru), участвующий в поисках самолёта, уловил сигналы, которые, возможно, подаются чёрными ящиками пропавшего авиалайнера[56]. Координаты сигнала — 25 градусов южной широты и 101 градус восточной долготы. Этот район расположен в тысяче километров от западного побережья Австралии и более чем в трёх тысячах километров от места потери связи с Боингом. Однако связь сигнала с пропавшим самолётом не была однозначно подтверждена.
Впоследствии, возможные сигналы от бортовых самописцев фиксировались австралийскими поисковыми судами, в частности 9 апреля судном Ocean Shield[57]. По утверждению экспертов, однозначно нельзя сказать о связи сигналов с Boeing 777, однако подтверждено, что генерируются они электронными устройствами[58]. Кроме того, сигналы по спецификации совпадают с предусмотренными тем типом бортовых самописцев, которые были установлены на пропавшем авиалайнере[59].
8 апреля истекли 30 дней, в течение которых аккумуляторы бортовых самописцев имеют достаточный заряд для питания передающего устройства. Спустя неделю, 14 апреля, глава Координационного центра поисковой операции Ангус Хьюстон заявил, что последние 6 дней спасатели не обнаруживали сигналов от бортовых самописцев и дальнейшие поиски будут осуществляться под водой, с помощью беспилотной автономной субмарины Bluefin-21. При этом территория поисков была сужена с учётом полученных ранее сигналов[60][61].
С помощью Bluefin-21 было исследовано 340 квадратных миль морского дна в месте предполагаемого крушения рейса 370 (территория сопоставима с площадью острова Доминика в Карибском море), однако никаких следов пропавшего авиалайнера не обнаружено. В дальнейшем планировалось расширять площадь поиска и привлекать большее число частных компаний, специализирующихся на глубоководных работах[62]. Австралийское правительство объявило, что выделит дополнительно 89,9 млн долл. США на поиски пропавшего Boeing 777 в ближайшие два года[63][64]. Таким образом, экспертная оценка, сделанная в первый месяц после исчезновения лайнера о том, что розыск пропавшего самолёта будет одним из самых дорогих в истории авиации, подтвердилась (первоначально называлась сумма в 40 миллионов долларов США)[65].
В июне 2014 года специалисты британской спутниковой компании Inmarsat заявили, что поисковая операция проводилась не в том районе, где предполагалось падение самолёта. По их мнению, расчёты на основании сигналов автоматической радиосвязи, которыми обменивались самолет и спутник группы Inmarsat, указывают точное место падения самолета. При этом спасательные суда не добрались до расчётного места, сосредоточившись на проведении поисков в том квадрате, где были зафиксированы некие сигналы, приписанные бортовым самописцам[66]. В свою очередь, власти Австралии заявили о смещении зоны поиска в район, расположенный в 1800 км от побережья континента (юг Индийского океана). Эта зона была определена на основании анализа в том числе спутниковых снимков, которые ранее в расчёт не принимались[67]. Новый этап поисковой операции планируется начать в августе и завершить его в течение года[67].
В августе 2014 года правительства Малайзии, Австралии и Китая заключили контракт на сумму более 50 млн долларов США с голландской фирмой Fugro на проведение подводных поисков самолёта[68]. По контракту, Fugro, используя два судна с прицепными тралами, будет осуществлять сканирование морского дна с помощью гидролокаторов. Плановый объём поиска — 60 тысяч квадратных километров. Кроме того, в зоне поиска продолжают работать корабли ВМС Малайзии, а для содействия компании Fugro будет направлено ещё одно военно-морское исследовательское судно «GO Phoenix», оборудованное гидролокаторами и подводными модулями[69].
Участники поисковой операции одновременно с розыском обломков самолёта собирают данные о рельефе океанского дна. Так, были обнаружены неизвестные до этого подводные вулканы[70]. Кроме того, исследователи выяснили, что в районе поиска дно имеет скалистую структуру и это представляет опасность для глубоководных аппаратов.
В ноябре 2014 года коммерческий директор Malaysia Airlines Хью Данливи (Hugh Dunleavy) сообщил прессе, что родственники пассажиров смогут получить компенсации, когда лайнер будет окончательно признан потерянным, что планируется официально сделать до конца 2014 года. Однако это заявление вызвало возмущение среди близких находившихся в самолёте людей. В результате, австралийские власти сообщили, что поисковая операция будет продолжаться, пока не достигнет результата, а Malaysia Airlines назвала высказывание Хью Данливи «личным мнением»[71][72][73].
Официальным расследованием происшествия с рейсом MH370 занимаются малайзийские власти, при участии экспертов из ряда стран, включая Китай, Австралию, США и другие. В группу входят специалисты из Inmarsat, Администрации гражданской авиации КНР, Национального совета по безопасности на транспорте США, Федерального управления гражданской авиации США, Boeing, Rolls Royce[74] и других организаций.
Основная официальная версия следствия о причинах происшествия — угон самолёта неизвестными лицами (преднамеренное отключение систем связи и смена курса в неустановленном направлении)[16]. 15 марта премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак заявил, что Boeing 777 авиакомпании Malasyan Airlines был угнан[75]. При этом лица, совершившие это, а также мотивы, которыми они руководствовались, устанавливаются. В частности, на борту были обнаружены два пассажира иранского происхождения, оказавшиеся на самолёте с украденными паспортами. Однако после установления их личностей и проведённой проверки следствие пришло к выводу, что оба пассажира, скорее всего, не были связаны с террористами, а пытались иммигрировать в Европу[44]. Оба иранца ранее не судимы[43].
Вместе с тем, ФБР не обнаружены доказательства атаки на самолёт[21]. Аналогичное заявление было сделано и главой ЦРУ США Джоном Бреннаном: он не исключил возможность теракта, но сообщил, что пока нет никаких фактов в пользу этой версии[15].
По данным следствия, самолётом в момент вероятного угона управляли люди, обладавшие хорошей авиаподготовкой, аналогичной той, которую имеют гражданские пилоты. Поэтому в доме командира воздушного судна и второго пилота были проведены обыски. В доме 53-летнего КВС Захари Ахмади Шаха был найден самодельный авиатренажёр — симулятор полётов[76]. Однако часть информации на нём была удалена и тренажёр был передан экспертам для восстановления утраченных данных[77]. Позднее ФБР сообщило, что подозрительного содержания на авиасимуляторе не обнаружено[78].
Результаты обысков в доме второго пилота не раскрываются, но при этом стало известно об инциденте из его биографии. В 2011 году Фарик Абдул Хамид, в нарушение инструкций, во время полёта приглашал в кабину двух посторонних девушек, находившихся среди пассажиров[30][79].
Также, было обнаружено, что за несколько минут до вылета Boeing 777 из Куала-Лумпура КВС разговаривал по сотовому телефону с человеком, который приобрёл сим-карту по поддельным документам. Звонок длился 2 минуты[80].
В июне — августе 2014 года родственники пассажиров рейса MH370 осуществляли сбор средств на сайте Indiegogo enru для выплаты вознаграждения тому, кто сможет предоставить достоверные данные о судьбе самолёта. Ожидаемая сумма вознаграждения — 3 миллиона долларов. Также, планировалось выплатить 2 миллиона долларов частным детективам, которые смогут квалифицированно провести альтернативное расследование и установить детали исчезновения[62][81]. В сборе средств участвовали граждане США, Новой Зеландии, Франции и Индии (родственники пассажиров из Малайзии и Китая в этой акции участия не принимали). Однако в ходе акции была собрана значительно меньшая сумма: 100 516 долларов США[81].
Летом 2014 года вице-премьер правительства Австралии Уоррен Трасс заявил, что пропавший самолёт скорее всего следовал на автопилоте. Такой вывод следователи сделали изучая предположительную траекторию полёта[82][67].
Расследование обстоятельств происшествия с рейсом MH370 продолжается.
13 марта авиакомпания Malaysia Airlines изменила нумерацию рейсов Куала-Лумпур — Пекин — Куала-Лумпур, заменив MH370 и MH371 на MH318 (Куала-Лумпур — Пекин) и MH319 (Пекин — Куала-Лумпур). Новые индексы рейсов действительны с 14 марта. По словам авиакомпании, это сделано из уважения к пассажирам и экипажу рейса MH370[83].
В связи с исчезновением рейса 370, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) создала рабочую группу для разработки нового поколения системы отслеживания гражданских самолётов наземными службами. С помощью этой системы специализированные службы должны будут иметь информацию о траектории полёта, месте последнего местоположения в случае катастрофы, а также, по возможности, параметрические данные полёта и записи переговоров в кабине экипажа. Кроме того, прорабатываются защитные механизмы, которые не позволили бы пилотам или иным лицам отключить приборы, отвечающие за передачу данных о местоположении воздушного судна, во время рейса. Наконец, IATA рекомендовано увеличить время автономной работы бортовых самописцев с одного до трёх месяцев[84].
В июне 2014 года глава IATA Тони Тайлер (Tony Tyler)[85] на вопрос журналистов о самой удивительной головоломке за время его работы в Ассоциации (с 1978 года) ответил: «Это MH370»[86].
В августе 2014 года полиция Малайзии арестовала супружескую пару, которая похитила 34 тысячи долларов со счетов четырёх пассажиров пропавшего рейса 370. Служащая банка HSBC Нур Шила Канан осуществила незаконный перевод средств на другие карты, которые использовал её муж Башир Маула Сахул Хамид[87]. Впоследствии банком деньги были возвращены.
Исчезновение рейса MH370 нанесло авиакомпании Malaysia Airlines серьёзный финансовый ущерб. Чистый убыток компании вырос на 58 % (до $ 138 миллионов), а за счёт снижения цен на акции, MA потеряла 40 % рыночной стоимости[88]. Кроме того, катастрофа рейса MH370 стала одной из самых крупных в мире по размеру ожидаемых страховых выплат. Сумма страхового возмещения, которое предстоит выплатить страховым компаниям, оценивается в $600 млн, из них $100 млн — по страхованию каско воздушного судна, а остальная часть — по различным видам страхования ответственности[89]. По оценке экспертов, родственники погибших смогут претендовать на компенсации до $ 175 тыс., при этом первые семьи получили страховые выплаты в размере $ 50 тысяч[90]. В августе 2014 года Malaysia Airlines была подвергнута реструктуризации, что было вызвано негативным финансовым состоянием авиакомпании из-за двух крупных катастроф: с рейсом 370 и рейсом 17, сбитым над Украиной[68]. При этом планируется передать авиакомпанию полностью под контроль государства, прекратив торги акциями и выкупив доли у всех миноритарных акционеров[91].
В начале сентября 2014 года, авиакомпания Malaysia Airlines, в рамках ребрендинга, организовала конкурс «Мой список предсмертных пожеланий» (My Ultimate Bucket List). Принять участие в нём могли граждане Австралии и Новой Зеландии. По условиям конкурса участникам необходимо было рассказать, что и где они хотели бы увидеть перед смертью, при этом текст не должен быть больше 500 слов[92]. Призовой фонд — iPad и перелёт эконом-классом в любую точку Малайзии. Победителями могут стать 16 человек. После скандала интернет-пользователей, Malaysia Airlines изменила название конкурса, но саму акцию отменять не стала. Посетителям сайта предложили описать пожелания из «списка дел»[93].
|
Рейс 370 Malaysia Airlines.