Северка с изображениями эпохи неолита.
Се́верская пи́саница — скальный массив в окрестностях посёлка
Содержание |
Пункт с наскальными рисунками находится в окрестностях Екатеринбурга, примерно в 3 километрах на северо-восток от поселка Северка и примерно на 200 метров западнее линии ЛЭП, проходящей с севера на юг. Памятник расположен в смешанном сосново-березовом лесу, на вершине небольшого увала северного отрога горы Медвежка, которая обозначена на всех картах — километровках этого региона.
Северские Писанцы представляют собой скалы, протянувшиеся с запада на восток на 15 метров, высотой около 5 метров и состоящие из гранита с матрацевидной формой выветривания. Южная и западная стороны скалы отвесны, северная и восточная практически пологи и представляют собой нагромождение валунов и каменных плит. Часть скалы была разрушена в XVIII—XIX столетиях, здесь добывался камень для строительных нужд того времени.
Скалы Северский Писанец
Скалы Северский Писанец. Следы работ по добыче камня
Под этим козырьком находятся древние изображения
«Северские писанцы» получили свое название, потому что на них были обнаружены рисунки — писаницы, оставленные нам далекими предками. Рисунки были обнаружены достаточно поздно, в 1985 году. Открыл этот памятник учитель Пронин В. Н., во время похода с группой школьников.
Рисунки находятся с отвесной западной стороны скалы. Специалисты Широков Владимир Николаевич и Чаиркин Сергей Евгеньевич в своей работе «Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале» выделяют 5 групп изображений, каждая из которых находится на отдельном блоке.
Зарисовка изображений Северской писаницы. Из работы Широков В.Н., Чаиркин С.Е. "Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале"
Фото изображений на скалах Северский Писанец
Фото изображений на скалах Северский Писанец
Ориентация на запад и скальный козырек над ними дают слабую естественную освещенность изображений. Возможно, именно поэтому памятник был открыт недавно, несмотря на проводившиеся здесь каменоломные работы в предшествующие столетия.
Первая группа изображений представляет собой остатки краски бледно-красного цвета на высоте 4.7 метра на своде каменного козырька. Авторы говорят о двух фигурах, верхняя из которых, возможно, человекоподобная (антропоморфная).
Северская писаница. Первая группа изображений
Северская писаница. Первая группа изображений. Следы краски.
Вторая группа расположена на высоте около 3х метров на горизонтальном блоке. Это пятна бледно-красного цвета на площади 12х11 см.
Третья, четвертая и пятая группы изображений наиболее яркие и многочисленные находятся на высоте от 1.2 до 2 метров на трех, расположенных друг над другом блоках. Рисунки нанесены линиями шириной 10-15 мм. Цвет краски от бледно-красного до красно-оранжевого. Здесь довольно неплохо сохранилось изображение копытного, вероятно лося, заключенного в сетку, 10 фигур птиц, 5 условно-антропоморфных существ, также геометрические мотивы в виде линий, сетки, отдельных сложных фигур.
Изображение копытного в сетке. Сцена загонной охоты.
Изображение 4 птиц и "V"-образный знак.
Зарисовка изображение птиц и "V"-образный знак (Широков, Чаиркин).
Остатки геометрической фигуры и антропоморфное существо в "фертообразной" позе.
Композиции Северской писаницы подчинены общей традиции наскальных изображений на Среднем Урале. Сюжеты с копытными, заключенными в сетку довольно распространены в регионе, (например, писаница на Режевском Шайтан Камне). Фигуры птиц имеют массивное квадратное туловище с довольно короткой шеей. Эта особенность подачи рисунка и само месторасположение памятника, в довольно болотистой в прошлом области, может свидетельствовать об изображении уток — самого распространенного представителя водоплавающей дичи.
Изображения птиц
Изображения птиц и антропоморфных существ, в общем контексте изображений Северской писаницы, можно отнести к сценам охоты на водоплавающую дичь.
Изображения птиц и антропоморфных существ
Зарисовка изображений птиц и антропоморфных существ (Широков, Чаиркин)
К особенностям Северской писаницы можно отнести удаление от воды и необычное западное расположение экспозиции.
Широков В. Н. отмечает тот момент, что третья, четвертая и пятая группы изображений начинаются (слева направо) с нескольких коротких наклонных линий. Исследователь предполагает, что они «маркируют начало (или конец) групп, подчеркивая тем самым их приуроченность к отдельным блокам» и о том, что перед нанесением рисунков древний художник предварительно разметил границы изображения.
Однако, это утверждение можно поставить под сомнение, так как если судить по степени яркости и сохранности краски отдельных фигур, Северская писаница наносилась не в один момент и является разновременным комплексом изображений. При этом невозможно утверждать, что краска бралась из одного, а не из нескольких источников, («емкостей» для переноски и хранения). Сохранность яркости изображений может напрямую зависеть от составляющих краски и пропорций, в которых они смешаны.
Определить время создания памятника довольно сложно. Можно говорить, о схожести геометрической манеры изображения птиц на Северской писанице и аналогий на сосудах позднего неолита — ранней бронзы.
Расположение памятника вблизи от поселка и железнодорожной станции, а также наличие лесных дорог, пригодных для проезда практически любого автомобиля в сухую погоду, делают скалы Северские Писанцы популярным объектом посещений среди туристов. Некоторые туристические компании включают их в туры-походы выходного дня. О частом посещении памятника может говорить костровище с лавками-бревнами, запасы дров под каменными блоками и большое количество мусора, оставленного посетителями.
Северская писаница.