Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Спящая Ариадна

Перейти к: навигация, поиск
Спящая Ариадна
Мрамор. Высота 1,6 М
Музей Пия-Климента, Ватикан

Спящая Ариадна (ранее известна как Клеопатра) — мраморная античная статуя, часть коллекций музеев Ватикана. Скульптура, найденная в начале XVI века и выставленная в Галерее статуй Музее Пия-Климента, представляет собой римскую копию эллинистического оригинала II века до н. э.

Описание

Мраморная скульптура длиной немного больше человеческого роста изображает молодую женщину, уснувшую на камне в полулежачем положении. Щекой она опирается на левую руку, правая прикрывает голову сверху. Женщина одета в лёгкую тунику, оставляющую её грудь полуобнажённой, а на её ноги наброшено покрывало, опускающееся к земле сложными складками. На левом предплечье фигуры свёрнутый в несколько витков браслет, напоминающий змею. Хотя веки женщины смежены сном, её лицо передаёт глубокую печаль и разочарование[1].

Скульптура выставлена в Галерее статуй Музее Пия-Климента. Постаментом ей служит мраморный саркофаг конца II в. до н. э. с фризом в виде эпизода гигантомахии. Статуя размещена в нише, по обе стороны которой стоят так называемые подсвечники Барберини, искусно вырезанные из белого мрамора и некогда украшавшие виллу Адриана[2].

Идентификация

Статую, найденную в начале XVI в. неподалёку от Палестрины, приобрёл для своей коллекции папа Юлий II[3]. В это время из-за змееподобного браслета и специфической позы изображённой женщины, похожей на описанную в одной из работ Галена, сложилось мнение, что статуя изображает умершую от укуса аспида Клеопатру. Именно в таком качестве скульптуру воспевали такие поэты как Бернардино Бальди и Бальдассаре Кастильоне, а ниша позади неё была долгое время украшена пейзажем с изображением пирамид и Сфинкса[4]. Существовало также мнение, что скульптура изображает наяду, убаюканную плеском своего источника[5].

Позже, однако, итальянский искусствовед Эннио Висконти[en] выдвинул гипотезу, согласно которой статуя изображает дочь Миноса Ариадну, горюющую на берегу острова Наксос после того, как её бросил Тесей. Согласно аргументам Висконти, вся поза изображённой женщины характерна скорей для сна, а не для смерти, а её браслет, хотя и свёрнут в несколько витков, всё же не является настоящей змеёй. Теория Висконти получила подтверждение, когда при раскопках Геркуланума была обнаружена фреска с аналогичным изображением, позволившая понять его контекст. Такой же сюжет зафиксирован и на найденном позже небольшом барельефе, который теперь вмонтирован в стену ниши слева от основной скульптуры[5]. В настоящее время считается установленным, что статуя, хранящаяся в музее Пия-Климента, представляет собой качественную копию эллинистического образца II века до н. э.[6]; при этом со времени её обнаружения она сама стала образцом для многочисленных работ художников и скульпторов эпохи Возрождения и более поздних периодов[7].

Примечания

  1. Massi, 1863, pp. 125-126
  2. Metropolitan Museum, 1982, p. 181
  3. Massi, 1863, pp. 126
  4. MacPherson, 1863
  5. 1 2 Massi, 1863, pp. 125
  6. Metropolitan Museum, 1982, p. 180
  7. Ariadne and Others: Images of Sleep in Greek and Early Roman Art. — Classical Antiquity. — 1985. — Vol. 4. — P. 152-192.

Литература

  • Robert MacPherson. Ariadne in Naxos // Vatican Sculptures. — London: Chapman & Hall, 1863.
  • Ercole G. Massi. Ariadne // Sculptures and Galleries in the Vatican Palace by Hercules Massi. — Rome: Sinimberghi, 1872.
  • The Metropolitan Museum of Art. ISBN 0-87099-348-8.

Спящая Ариадна.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93