Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Украина и Таможенный союз ЕврАзЭС

Перейти к: навигация, поиск
Экономическая интеграция
в Евразии

Этапы интеграции

Институты интеграции

См. также
п·о·р

Вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз ЕврАзЭС стал предметом экономических, а также социально-политических спекуляций как в самой Украине, так и за её пределами с момента появления Таможенного союза в 2010 году. Располагаясь в непосредственной близости от границ двух членов Таможенного союза (РФ и Белоруссии), а также имея давние торгово-экономические связи с ними, Украина рассматривается как один из естественных кандидатов на вступление в Таможенный союз (ТС). Несмотря на это, большинство политической элиты Украины в целом проводит довольно последовательную линию отказа от полноправного членства в ТС при параллельном курсе на интеграцию в зону свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом[1]. В ходе политических дискуссий собственно экономические аспекты этих различных векторов часто отодвигаются на второй план[2]. Ситуацию усугубляют традиционно различные этнокультурные преференции жителей различных частей самой Украины[3].

История

С момента получения независимости все руководители Украины (Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович) проводили политический курс на сближение со странами Запада, несмотря на то что большая часть внешнеторговых операций страны совершается со странами СНГ. В 2013 году руководство Украины в очередной раз отвергло полноценное членство в Таможенном союзе, а руководство Российской Федерации посчитало недопустимым формулу сотрудничества Украины с ТС в рамках партнёрства «3+1»[4], настаивая на полноценном членстве и отказав Украине в получении выборочных преференций в торговле с Таможенным союзом[5].

Выгоды и потери

Согласно оценкам политологов Центра социально-консервативной политики, учитывающих интересы Украины, от вступления в ТС на Украине в первую очередь выигрывают товарооборот страны, высокотехнологичная промышленность (в первую очередь это авиаиндустрия) и аграрный сектор, а также появится реальная возможность снизить цены на импортное топливо, что в свою очередь благоприятно отразится на социальной политике. В свою очередь, от вступления в ЗСТ большие преимущества получат тяжёлая сырьевая промышленность (в которой Россия конкурирует с Украиной, особенно это касается металлургии), а также продажа зерна и подсолнечного масла. Впрочем Россия оказывает постоянное давление, и экономическое и информационное, в результате тяжело оценить реальные выгоды или недостатки от подобного консорциума. Авторитетные консалтинговые агентства просчет не производили и сейчас ни одной из сторон на официальном уровне не выгодно это делать достоянием гласности[6]. Впрочем, по утверждению ряда источников, на Украине имеются заметные силы, которые заинтересованы в сохранении статус-кво. Это касается в первую очередь крупных олигархов, а также многих политиков, которые на самом деле не хотят терять или ставить под сомнение своё монопольно-привилегированное положение в пределах Украины эпохи развала СССР. Им выгодна современная изоляция страны, при которой у них нет серьёзных конкурентов ни в Европе, ни в России[7].

Макроэкономический фон

Помимо обобщённых представлений о пользе и выгоде вступления страны в ТС впротивовес ЗСТ, макроэкономические тенденции последних лет складывались явно не в пользу последнего. ЗСТ представлает собой весьма гетерогенное образование, которое продолжает испытывать трудности с финансово-экономической и политической итеграцией целого ряда периферийных стран Южной и Восточной Европы. В отличие стран ТС, экономика которых отличалсь динамичных ростом за счёт расширения внутреннего спроса, темпы роста экономики ЕС были низкими и постепенно свелись к нулю. При этом ряд членов блока находятся в стадии долговременной рецессии и испытывают трудности с массовой безработицей.

Рост ВВП, % к пред. году 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2005-2012
Еврозона 1,7 3,2 3,0 0,4 −4,4 2,0 1,4 −0,6 - 6,7
Евросоюз 2,1 3,3 3,2 0,3 −4,3 2,1 1,6 −0,3 - 8,1
Казахстан 9,7 10,7 8,9 3,2 1,2 7,3 7,5 5,5 5,1[8] 68,1
Россия 6,4 7,7 8,1 5,6 -7,9 4,5 4,3 3,4 1,4 35,8
Белоруссия 9,4 10,0 8,6 10,2 0,2 7,7 5,5 1,5 1,1 66,4
Украина 2,7 7,3 8,1 2,1 -14,8 4,1 5,2 0,2 -1,2 13,7

В свете явных различий между экономической динамикой двух блоков, уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества с РФ, СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян заявил, что в 2013 году будет создана рабочая группа, которая будет изучать вопросы сотрудничества Украины с Таможенным союзом[5]. Летом 2013 года большой резонанс вызвало личное мнение Мунтияна, которые было распространено СМИ: «Для меня построение Евразийского экономического союза — это построение нового Ноевого ковчега, на нас смотрит весь мир. А приглашение Украины в зону свободной торговли и Европейский союз на условиях, исключающих участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве — это приглашение на „Титаник“»[9].

Политизация и иностранное вмешательство

Вопрос об интеграции Украины в ТС породил неоднозначную реакцию среди представителей стран Запада и неадекватную реакцию со стороны России, граничущую с грязными политтехнологиями. [10] Так, представитель комиссара ЕС по вопросам торговли Карла де Гухта Джон Кланси (John Clancy) в ответ на статью главы российского МИДа о пользе вступления Украины в ТС ответил, что членство Украины в Таможенном союзе якобы повлечет за собой утрату торгового суверенитета страны, в то время, как вступление в ЗСТ с Евросоюзом предоставит Украине право самостоятельно принимать решения в сфере международной торговли[11]. Кроме этого, США категорически против любых проектов интеграции на постсоветском пространстве. После подобного политического заявления, ряд аналитиков в самой Украине высказали мнение о том, что целенаправленное противодействие Запада по торможению евразийской интеграции Украины при параллельном расширении Евросоюза и НАТО являются, по сути, главным средством разрушения остатков конкурентоспособного экономического и научно-технического потенциала Украины, созданного во времена УССР.

Нарастание конфликтного потенциала

Накануне подписания Украиной договора об ассоциации с ЕС, которое должно было произойти в ноябре 2013 года в Вильнюсе, украинские экспортёры начали испытывать трудности в преодолении таможенных формальностей на границе с Российской Федерацией. Из-за задержек украинские экспортёры понесли существенные экономические убытки. Более того, качество товаров ряда украинский производителей, например фабрики «Рошен» было поставлено под сомнение и их ввоз на территорию РФ был приостановлен. Вместе с тем, ряд руководителей РФ заявили что эти задержки носят «тестовый» характер, так как РФ должна защищать свои торговые интересы так же как их защищают производители стран Западной Европы и США. Учитывая опыт Греции, Польши и других стран, вступивших в Еврозону, вполне естественно будет предположить что либерализация таможенного режима с высококонкурентными странами Северной Европы быстро приведет к тому, что рынок розничной торговли Украины могут захватить западные сети (как это уже произошло в Польше), а украинские товары на внутреннем рынке потеснят товары зарубежного производства[12]. Последнее будет заставлять украинских производителей сбывать всё большие объёмы своей продукции в странах ТС, что не совсем соответствует экономическим интересам последнего[13]. Приток нового импорта в страны ТС сам по себе не выгоден Украине так как сальдо внешнеторгового баланса страны является стабильно отрицательным с 2005 года. Переток украинского импорта в страны ТС будет происходить также потому что западноевропейские рынки в значительной степени уже перенасыщены, население самой Украины сокращается и только в странах ТС население продолжает расти при параллельном росте относительно ненасыщенного рынка. Поэтому уже сейчас российские политики и экономисты считают нужным задуматься о внедрении механизмов будущей защиты от угрозы такого смещения если украинские политики решат подписать соглашение. В ответ официальные лица ЕС потребовали от российского руководства прекратить блоковое давление на Украину. Впрочем, условия вступления Украины в ЗСТ нельзя будет назвать мягкими, а потому реальные выгоды Украины от вступления в блок пока остаются туманными. Учитывая масштабы трудовой миграции из Украины зарубеж, пока Украина может по праву рассчитывать только на звание «Мексики Европы» (по мнению журнала Демоскоп), хотя темпы воспроизводства её населения весьма далеки от мексиканских[14].

См. также

Примечания

  1. Путин объяснил Януковичу выгоду от вступления в Таможенный союз - Известия
  2. Эксперт: Войдя в Таможенный Союз, Украина развалила бы его до основания. REGNUM (12 сентября 2013). Проверено 1 декабря 2013.
  3. Украинцы больше поддерживают вступление в ЕС, чем в ТС, - опрос | Новости. Новости дня на сайте Подробности
  4. Россия втягивает Украину в свои союзы — Главком
  5. ↑ Политолог: Украина не вступит в Таможенный союз до полного краха «европейской интеграции». ОКО ПЛАНЕТЫ
  6. Союз или зона? » Украинское новостное интернет-издание
  7. Таможенный союз: Выгоды и перспективы
  8. http://www.stat.kz/Pages/default.aspx
  9. Мунтиян: Таможенный союз и ЕС — это ковчег и «Титаник» — Чиновник увидел в России невиданный жизненный и духовный потенциал. — LB.ua
  10. Российский телеканал поймали на лжи о Евромайдане (Видео) — Хартия’97 :: Новости из Беларуси — Белорусские новости — Республика Беларусь — Минск.
  11. Еврокомиссия возразила России: Украина потеряет торговый суверенитет, если вступит в Таможенный союз - Экономика - zn.ua
  12. Путин: Если Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, Таможенному Союзу придется принять защитные меры
  13. Статьи: Защитные меры против украинских товаров :: Альта-Софт
  14. «Мексика Европы»?

Украина и Таможенный союз ЕврАзЭС.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93