Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Участник:Innab/Реформистский иудаизм

Перейти к: навигация, поиск
основные понятия

     

    Портал Иудаизм

Реформистский иудаизм (сокращённо — реформизм) — движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии XIX в. оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы.

Во второй половине XIX в. главным центром движения становятся Соединенные Штаты Америки. В последние десятилетия реформизм находит сторонников и в Израиле.

По данным Общенационального Опроса Еврейского Населения США, в 2000-2001 году 46% американских евреев были членами какой-либо синагоги, из них: 38% принадлежали к реформистскому течению иудаизма, 33% - к консервативному, 22% - к ортодоксальному, 7% - к другим синагогам.[1] Таким образом, реформистское движение в начале 2000-х гг. было самым популярным течением среди верующих евреев США. Около 750 реформистских общин, входящих в Союз американских еврейских конгрегаций, насчитывали 1,1 млн зарегистрированных членов.

История

Мозес Мендельсон (1729—1786) еврейско-немецкий философ. Его идеи оказали огромное влияние на развитие идей реформизма в иудаизме.

Основатели реформизма считали что современный иудаизм дожен быть более гибким и менее замкнутым от внешнего мира. Они утверждали, что эти качества были присущи первоначальным основам Торы, но потом ограничены Талмуде и других более поздних раввиниcтических книгах в результате еврейских гонений. Появлению реформизма предществовали эмансипация и движение еврейского просвещения Хаскала. Реформисты требовали внесения изменений в синагогальный ритуал, изучения языка страны проживания, и сближения евреев с гражданами других конфессий. Один из основателей реформизма, Мозес Мендельсон, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Мендельсон говорил, что в еврейской религии имеются «сделанные людьми дополнения и злоупотребления, которые омрачают её сияние».[2]

Другой основоположник идей реформизма, немецкий еврей и мыслитель Шауль Ашер (1767—1822) утверждал, в противоположность Мендельсону, что суть иудаизма заключается не в практических предписаниях, но в специфическом мировоззрении, соответствующему 13 принципам веры, сформулированным Маймонидом. Ашер считал, что цель практических религиозных законов — это утверждение заложенного в них философского смысла, поэтому периодически необходимо проводить религиозные реформы, обусловленные социальными изменениями в жизни евреев.

XIX век

В Германии Исраэль Якобсон (1768—1828) основал первую реформистскую школу в городе Зезен. В 1810 году он также постороил рядом со школой большой храм в котором служба сопровождалась органной музыкой и многие гимны исполнялись на немецком языке. Наряду с основами религии, в реформисткой школе преподавались и светские предметы. Службы в Зезенском храме посещали как дети, так и взрослые евреи, которые приветствовали употреблению немецкого языка в литургии, и вскоре этот храм стал крупнейшим центром реформизма в Европе. Якобсон сотрудничал с Наполеоном, которого считал лояльным к обновлённому иудаизму. После того как Брауншвейг был занят французами Якобсон основал в Касселе синагогу по типу Зезенской, где литургия совершалась частично на иврите и на немецком языке. [2]

В 1818 г. Э. Клей основал Гамбурге новую синагогу подобную берлинской. Гамбургская община была ещё более радикальной и ввела некоторые изменения даже в текст молитв. В частности фразы о пришествии Мессии, избранности еврейского народа и возвращении в Сион были либо изъяты, либо заменены другими формулировками общечеловеческого характера. Несколько ортодоксальных раввинов безуспешно пытались добиться закрытия нового «храма», но эта идеа не была одобрена гамбургским сенатом.

Храм в Гамбурге 1850
Храм в Гамбурге 2006

Реформизм получил значительное распространение в Германии среди просвещенных представителей еврейского среднего класса в 1830-х-40-х гг, стремившихся к интеграции в немецком обществе. Раввины часто имели наряду с традиционным религиозным и светское университетское образование. Реформистские общины постепенно возникли в целом ряде городов Германии, Австрии, Венгрии, Франции и Дании.[2]

В 1840 г. группа лондонских сефардов вышла из ортодоксальной общины и образовали собственную реформистскую синагогу британских евреев. Признавая еврейскую Библию словом Божьим, английские реформисты отвергали Талмуд как созданный людьми. Ортодоксы наложили на членов реформистской общины херем. В 1856 г. британский парламент приравнял реформистов в правах с другими еврейскими общинами.

Первое крупное совещание реформистских раввинов было проведено в Брауншвейге в 1844 г по инициативе Л. Филиппсона. На этом совещании было принято решение о допустимости браков между евреями и христианами. В это время А. Гейгер высказал идеи о том что современные раввины имеют право модернизировать иудаизм, подобно тому, как законоучители Талмуда имели право приспосабливать его к требованиям своего времени. По мнению Гейгера, постоянные элементы иудаизма — монотеизм и закон морали. Ритуал лишь служит средством выражения этих идей, и только в выполнении этой функции его ценность, поэтому практический ритуал являются постоянно изменяющимся элементом иудаизма.

Другой видный деятель реформизма, С. Гольдхейм, отличался еще большим радикализмом. По его мнению, в содержании еврейской Библии можно различить два элемента: вечные истины религии и связанное с конкретными условиями своего времени древнее законодательство, утратившее значение после разрушения Иерусалимского Храма и падения древнего еврейского государства. С тех пор сохраняют свое значение лишь религиозные элементы — монотеизм и мораль. Все обряды, связанные с Храмом, следует считать отмененными. Гольдхейм ввел в традиционный ритуал берлинской общины ряд радикальных изменений (например, перенес субботний отдых и богослужение на воскресенье). Гольдхейм считал, что запрет смешанных браков был некогда обусловлен национально-политическими соображениями, утратившими силу после разрушения еврейской государственности.

Реформисты требовали освобождения школ от какого-либо церковного контроля и одновременно — введения преподавания основ иудаизма еврейским детям на тех же основаниях, что и преподавание основ христианской религии детям протестантов и католиков. Свое течение германские сторонники стали называть не реформизмом, а либеральным иудаизмом. В берлинской общине литургия велась целиком на немецком языке, молящиеся могли не покрывать голову, отдых был перенесен с субботы на воскресенье.

Из Германии реформизм продолжал распространяться на другие страны Европы и США. В Англии, Венгрии, Франции и США реформистские общины создавались отдельно от ортодоксальных, в то время как в Германии реформизм развивался в рамках старых общин. Важный центр реформизма возник в Копенгагене, где реформистский раввин И. Н. Манхеймер (1793—1865) читал проповеди на датском языке, а в литургии использовал музыка христианских композиторов.[3] Манхеймер, однако, считал что реформизм должен быть более умеренным (т.н. «венский ритуал»), с сохранением важных элементов еврейской традиции: языка иврит, молитв о Сионе и Иерусалиме, обряда обрезания и т. п.[4] В результате реформ, Манхеймеру удалось добиться значительного улучшения правового статуса евреев Австрии, в том числе отмены унизительной формы судебной присяги и признания законности еврейской общины Вены.

Реформистский иудаизм в США

Реформистская синагога. Мужчины и женщины сидят совместно в отличие от ортодоксальных синагог, где они сидят раздельно.

Реформистский иудаизм получил также широкое распространение в США. Первый центр реформизма появился в штате Южная Каролина, после того как часть членов ортодоксальной синагоги «Бет-Элохим» вышли из этой конгрегации и основали своё собственное «Реформированное общество израильтян».[5] В новой синагоге были сокращены литургии, использовался понятный большинству членов английский язык, и проведены другие изменения ритуала.

Реформистские синагоги постепенно распространились по всем штатам; многие конгрегации, основанные как традиционные, приняли реформированный ритуал под руководством эмигрировавших из Европы видных раввинов-реформистов: Гольдхейма, А. М. Вайза, М. Лилиенталя, Д. Эйнхорна, Ш. Адлера (1809-91) и Ш. Гирша. В 1873 г. по инициативе Вайза была создана первая общеамериканская организация реформистских общин — Союз американских еврейских конгрегаций. Союз основал в 1875 году Унивеситет Еврейского Союза.

С 16 по 19 ноября 1885 года, в Питтсбурге, заседала генеральная конвенция американских раввинов. Обсуждались вопросы общей реформы американского иудаизма. Представителей реформистского направления оказалось большинство и конвенция приняла программу, ставшую платформой для развития реформистского движения на последующие 50 лет. Программа состояла из восьми пунктов:

1. Учение иудаизма является наивысшим религиозным учением о Боге, т.к. оно проповедует этический монотеизм.
2. Танах, это сборник писаний Израиля, посвящённых Богу.
3. Современные научные и философские идеи не противоречат иудаизму, т.к. библейские учения всего лишь отражают примитивные идеи древних.
4. Важны лишь моральные законы иудаизма. Ритуальные законы, такие как кашрут, чистота священников или предписания по форме одежды, являются языческими по происхождению и более не нужны для нашего духовного совершенствования.
5. Мы не являемся более нацией, но лишь «религиозной общиной», и мы не предполагаем более возвращение в Палестину или в еврейское государство, равно как и не предполагаем приносить жертвы в Храме.
6. Иудаизм вместе с христианством и исламом должен нести свет правды всему человечеству.
7. Понятия Рая и Ада и воскрескния из мёртвых не имеют более реального значения.
8. Еврей должен решать проблемы общества через программы социального развития [6] .

Центральная конференция американских раввинов (ЦКАР, основана в 1889 г.) целиком приняла Питсбургскую платформу, которая оставалась главной декларацией принципов реформизма до 1937 г., когда она была подвергнута значительному пересмотру на конференции раввинов в городе Колумбус (штат Огайо).[7]

Подчеркивая совместимость иудаизма с прогрессом науки, центральную роль морального закона в иудаизме и прогрессивный характер откровения, новая платформа утверждала значение Закона для сохранения исторически сложившихся норм еврейской жизни и признавала в групповой лояльности евреев, отошедших от религиозной традиции, связь, которая по-прежнему объединяет еврейский народ. Антисионизм который ранее расстматривался как атрибут «универсализма», сменился активной поддержкой Государства Израиль как убежища для преследуемых. Новая платформа также считает государство Израиль важным центром еврейской культуры и духовной жизни. Кроме того, наряду с соблюдением моральных и духовных предписаний, реформистский иудаизм стал влючать больше элементов традиционного ритуала: соблюдения субботы, праздничных и святых дней, сохранения и развития таких обычаев, символов и обрядов, которые способны воодушевлять людей; культивирования определенных форм религиозного искусства и музыки, а также использования иврита, наряду с другими языками, в литургии и преподавании.

К началу 1950-х гг. новые принципы реформизма были приняты почти всеми общинами в США. С 1967 г. реформизм все более солидаризируется с Государством Израиль. Так, в резолюции ЦКАР (июнь 1967 г.) сказано: «Мы заявляем о своей солидарности с Государством Израиль и его народом. Их победы — наши победы. Их испытания — наши испытания. Их судьба — наша судьба». В июне 1970 г. ЦКАР организовала съезд раввинов в Иерусалиме; там же проходили съезды в марте 1974 г., июне 1981 г. и марте 1988 г. Еще в 1972 г. ЦКАР вступила во Всемирный еврейский конгресс.

Формирование теологии

В американском реформизме имелось два течения — умеренное, которое представлял Вайз, и радикальное, сторонником которого был Эйнхорн. Радикальное течение возобладало в американском реформизме со времени Питсбургской конференции (1885), на которой была принята декларация принципов реформистского движения в США. Позиция реформизма в США нашла выражение в так называемой "Питсбургской платформе", принятой конференцией. В этой платформе утверждалось, что Иудаизм представляет высочайшую идею Бога, содержащуюся в Священном Писании, а затем развитую и одухотворенную еврейскими законоучителями в соответствии с моральным и философским прогрессом своего времени. Платформа признавала в Библии свидетельство посвящения еврейского народа миссии служения единому Богу и ценила её как самый мощный инструмент религиозного и морального воспитания. Вместе с тем, платформа, стремясь доказать совместимость иудаизма с научным прогрессом, утверждала, что Библия отражает примитивные представления своего времени и её концепция Божественного провидения и справедливости иногда облачена в устарелую форму рассказа о чудесах. Важным пунктом платформы было признание Моисеева законодательства системой подготовки еврейского народа к миссии его национального существования в Эрец-Исраэль. Платформа признавала обязательными лишь моральные законы, а из ритуальных предписаний признавала лишь те, которые, по современным представлениям, возвеличивают и освящают жизнь человека, но отвергала все те, которые не соответствуют воззрениям и привычкам современной цивилизации, например, все библейские и раввинистические законы о кашруте, ритуальной чистоте священников, об одежде, как утратившие всякий смысл для современных евреев. Платформа рассматривала современных евреев не как нацию, но как религиозную общность, и отбрасывала на этом основании идею возвращения в Страну Израиля, восстановления храмовой службы или каких-либо законов, связанных с существованием еврейского государства. В иудаизме платформа видела прогрессивную религию, всегда стремящуюся к согласию с требованиями разума.

Христианство и ислам, согласно платформе, в качестве «дочерних религий» иудаизма выполняют божественную миссию, содействуя распространению среди народов идей монотеизма и моральной истины. Платформа утверждала идею бессмертия души и отбрасывала веру в воскресение мертвых во плоти, а также в рай и ад. Она провозглашала долгом сторонников реформизма стремление к социальной справедливости, соответствующее духу Моисеева законодательства.

Реформистское движение в США стало уделять много внимания духовной жизни. ЦКАР издала новый сиддур «Ша‘арей тфилла» («Врата молитвы», 1975), «Врата мицвы» (1979) и новый махзор «Ша‘арей тшува» («Врата покаяния», 1978) с освещением тем Катастрофы и Государства Израиль. Было выпущено новое пособие для раввинов «Ма‘аглей цедек» («Стези праведности»), в котором нашли отражение многие изменения в еврейской жизни (равенство полов, центральное значение Израиля и т. п.). Союз американских еврейских конгрегаций издал новый комментарий к Пятикнижию (авторы У. Г. Плот и Б. Бамбергер), новую Хаггаду пасхальную (авторы Г. Бронштейн и Л. Баскин) и другие книги. Этим изданиям предшествовал процесс превращения реформизма из преимущественно теологической, глубоко идеологической системы в развернутую систему практических предписаний — мицвот.

В реформистских общинах стали широко практиковаться слихот, стал отмечаться второй день Еврейского нового года Рош Ха-Шана; всеобщее распространение получили церемонии бар-мицва. Широко распространены также преподавание основ еврейской религии в реформистских дневных школах, в летних лагерях, летние поездки в Израиль и продолжительное пребывание там с целью изучения еврейской религии и жизни страны. Реформизм все более подчеркивает важность соблюдения субботы, праздников, церемоний, а также значение молитвы. Подготовку раввинов осуществляет Хибру Юнион колледж (Объединенный еврейский колледж) в Цинциннати, имеющий отделения в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а с 1963 г. — и в Иерусалиме (см. раздел Реформизм в Израиле). Реформистские раввинаты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса предприняли меры по подготовке мужчин, а также женщин (мохалим и мохалот) к получению права практиковать обряд обрезания в реформистских общинах. Хотя реформистское движение стремится создать собственную систему мицвот и посвящает этому специальную литературу, оно все еще далеко от принятия общеобязательного галахического кодекса. Как правило, реформистские раввины настаивают на выполнении лишь тех мицвот, которые соответствуют практике и чаяниям конкретных общин.

Особое внимание реформистское движение уделяет широко распространенным в США бракам между евреями и неевреями. По инициативе президента Союза американских еврейских конгрегаций Эрика Шиндлера (родился в 1925 г.) была разработана специальная программа еврейского просвещения для вступающих в смешанный брак. В 2000-х годах, около 50% реформистских раввинов соглашались проводить церемонию смешанного брака по еврейскому обряду.[8] Всего в США около 52% евреев состоят в смешанных браках.[9] В 1983 г. ЦКАР приняла резолюцию, по которой дети от смешанных браков признаются евреями независимо от того, кто из родителей еврей. В рамках реформизма существуют группы, по-разному относящиеся к Галахе в вопросах медицинской этики, смешанных браков, права женщин занимать пост раввина и признания евреями детей от смешанного брака.[10]

Реформизм в США по-прежнему отличается социальной активностью. В 1960-х-1970-х гг. многие реформистские раввины и конгрегации участвовали в борьбе за гражданские права и против войны во Вьетнаме. Для многих сторонников реформизма общественная деятельность — основное выражение их принадлежности к еврейству. Реформистский Центр религиозного действия в Вашингтоне под руководством раввина Д. Сеперстайна стремится применять социально-этические принципы иудаизма к современным социальным и политическим вопросам в рамках еврейских, американских и международных сообществ. В 1990-х гг. 35% верующих евреев были связаны с реформистскими синагогами, а в 2001 г. этот показатель увеличился до 38%.[1]

Современное положение

В Израиле

Несмотря на упорное сопротивление ортодоксальных кругов, реформизм проник и в Израиль. В 1963 г. в Иерусалиме по инициативе Н. Глюка был открыт факультет библеистики и археологии Хибру юнион колледжа. Вскоре колледж стал центром реформизма не только в Израиле, но и во всем мире. Под руководством президента Д. Эллинсона и председателя правления Р. Шоэра колледж осуществляет широкую программу деятельности. В программу колледжа с самого начала включалась подготовка раввинов; кандидаты на звание раввина должны проводить в Иерусалиме первый год своего пятилетнего обучения. Позднее колледж открыл специальное отделение для подготовки реформистских раввинов из числа израильтян для религиозной деятельности в Израиле.

Наряду с Хибру юнион колледжем, центрами реформистского движения в Израиле были отдельные конгрегации: «Хар-Эль» в Иерусалиме (основан в 1958 г.), «Бейт-Даниэль» в Тель-Авиве и «Ор хадаш» в Хайфе (1964). Каждая из них владеет собственными зданиями; раввины этих конгрегаций активно выступали за легитимацию реформистского движения в Израиле и признания законом права реформистских раввинов регистрировать браки. В настоящее время реформистские конгрегации существуют также в Рамат ха-Шароне, Кирьят-Оно, Нетании, Нахарии, Мевасерет-Ционе, Ришон ле-Ционе, Цур-Хадассе, Ашдоде, Кармиэле, Рош ха-Аине и Ра‘анане. Школа имени Л. Бека в Хайфе (основана в 1939 г.) — единственная средняя школа движения реформизма в Израиле. Под руководством раввина Р. Сэмюэлса школа разработала программу, которая включает абсорбцию учащихся из США в течение нескольких семестров обучения в Израиле, приобщение их к участию в богослужении в реформистской синагоге «Охел Аврахам» и к разнообразной культурно-просветительской деятельности.

В Латинской Америке

Реформистские общины существуют в странах Латинской Америки: Аргентине и Бразилии. В Буэнос-Айресе действует реформистская конгрегация «Иммануэль». Крупнейшей еврейской общиной Бразилии, включающей две с половиной тысячи семей, является Либеральная еврейская конгрегация в Сан-Паулу, основанная в 1936 г. эмигрантами из нацистской Германии. Реформистская синагога имеется в Рио-де-Жанейро. Реформистское движение представлено также на Малых Антильских островах (главным образом на острове Кюрасао).

Русскоязычный прогрессивный иудаизм

На территории Российской империи реформисткий иудаизм появился в начале XIX в. Большие общины существовали в Харькове, Киеве, Одессе, Санкт-Петербурге, Москве. Многие центральные синагоги, напр. в Харькове, Санкт-Петербурге и Бродская синагога (выходцев из местечка Броды) в Одессе было построены реформистами. Основателем реформистского движения в СССР является Зиновий Коган, который создал реформистскую религиозную организацию "Гинейни" ( Вот я ) в 1985 году в Москве и зарегистрировал ее в том же году.[11] В Киеве,Минске,Алма-Ате,Тюмени,Краснодаре,Биробиджане,Красноярске,Свердловске,Ленинграде, раввином Зиновием Коган были учреждены реформистские организации СССР.После распада СССР раввин Зиновий Коган учреждает в 1995 году Российский Союз Прогрессивного Иудаизма ( РСПИ ). В 1998 году раввин Зиновий Коган предложил изменить название движения на " современный иудаизм".

Реформистский иудаизм привлекает растущее число сторонников среди русскоязычных евреев. Движение прогрессивного иудаизма создало сеть общин по всему СНГ. В 2005 г. Движение провело свой всемирный съезд в Москве.

В Израиле реформисты ведут широкую работу среди новых репатриантов из России и других стран бывшего Советского Союза. На Украине возникла сеть реформистских общин. Также имеется сеть реформистских общин в Белоруссии.

Органом Всемирного совета прогрессивного иудаизма на русском языке является газета «Родник».

См. также

Ссылки

  • официальный сайт Всемирного Союза Прогрессивного Иудаизма(Отделение СНГ и стран Балтии)
  • История реформ в иудаизме в России и Польше
  • Что такое прогрессивный иудаизм. Беседа с реформистским раввином в России Зиновием Коганом
  • Движение Прогрессивного Иудаизма в Израиле

Примечания

  1. ↑ NJPS.
  2. ↑ РЕФОРМИ́ЗМ В ИУДАИ́ЗМЕ.
  3. Meyer,Response to Modernity, 144f.
  4. Meyer, Response to Modernity, 146-149
  5. Meyer, Response to Modernity
  6. М.Штереншис. Евреи: история нации. Исрадон, 2008, ISBN 978-5-94467-064-9, стр. 416-417
  7. The "Trefa Banquet" and the End of a Dream in Michael Feldberg (ed.), Blessings of Freedom: Chapters in American Jewish History, The American Jewish Historical Society / KTAV, 2002. ISBN 0881257567. Chapter 5.7 (or #52 online). Accessed November 2, 2007
  8. Summary of Rabbinic Center for Research and Counseling 2003 Survey.
  9. NJPS - Intermarriage.
  10. Intermarriage in Cincinnati: Rabbis' Perspectives.
  11. Раввин Зиновий Коган.

Участник:Innab/Реформистский иудаизм.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93