Фазовое регулирование напряжения — это регулирование электрического напряжения путём изменения угла открытия тиристоров, симисторов, тиратронов или иных приборов, из которых собран выпрямитель или ключ. В результате изменения угла открытия к нагрузке идут неполные полуволны синусоиды (обычно без переднего фронта), в результате чего снижается действующее напряжение. Такое регулирование используется для плавного пуска двигателей постоянного тока, управления током зарядки аккумуляторных батарей и других целей.
К достоинствам фазового регулирования относят дешевизну (в роли силовых элементов обычно используются наиболее дешёвые элементы из управляемых — незапираемые тиристоры или симисторы), простоту преобразователя и цепей управления, главные недостатки — искажение формы напряжения в питающей сети, большой коэффициент пульсаций выходного напряжения.
Искажение формы напряжения в питающей сети происходит из-за того, что в течение полупериода сопротивление нагрузки меняется (резко падает при открытии вентилей), в результате чего возрастает ток и увеличивается падение напряжения на сопротивлениях источника и сети. Форма напряжения становится несинусоидальной, что особенно неблагоприятно для асинхронных двигателей.
Один из бытовых приборов, в котором используется фазовое регулирование — тиристорный регулятор мощности (диммер), используемый для регулирования нагрева тёплых полов, обогревателей или яркости свечения ламп. На железнодорожном транспорте фазовое регулирование используется как в цепях зарядки батарей, так и для управления тяговыми двигателями электровозов переменного тока ВЛ80Р и ВЛ85, 2ЭС5К «Ермак» и экспериментального ЭП200.
Фазовое регулирование.