Диофизи́тство (от греч. δυο — «две» + φύσις — «природа, естество») — христологическая концепция, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая. Доктринально оформлена в учении Антиохийской богословской школы, в противовес учению Александрийской богословской школы, исповедующей Миафизитство.
Диофизитство как христологическая концепция нашло воплощение в различных доктринах несторианства, исповедуемого Ассирийской церковью Востока. Несторианство исповедует не только две природы, но и два субъекта этих природ во Христе: человека Иисуса и Божественный Логос, Второе Лицо Пресвятой Троицы.[1]
Халкидонский собор, несмотря на однозначное отвержение несторианства, исповедует диофизитство, которое может быть истолковано в несторианском смысле, что и делали, соблазняя и православных, и миафизитов, Феодорит Кирский и другие криптонесториане, впоследствии осуждённые на Втором Константинопольском соборе. На Втором Константинопольском соборе двусубъектная несторианская христология однозначно отвергнута Православными церквями византийской традиции, которые исповедуют односубъектную диофизитскую христологию, близкую к христологии свт. Кирилла Александрийского, но формально не совпадающую с ней.[1]
Строгий Халкидонизм Халкидонского собора без учёта Второго Константинопольского собора исповедуется Римской католической церковью.
Диофизитство отвергается Древневосточными православными церквями, исповедующими христологию Александрийской богословской школы и использующими богословские определения Кирилла Александрийского. Несторианство для миафизитов является ересью, а халкидонизм — компромиссной доктриной.[2]
Содержание |
Халкидонизм.