46-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк | |
Войска: | |
---|---|
Род войск: |
бомбардировочная авиация |
Расформирована (преобразована): |
18 марта 1941 года |
Преемник: | |
Боевой путь | |
1941: Прибалтика, Подмосковье |
46-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк, он же 46-й скоростной бомбардировочный авиационный полк и 46-й ближнебомбардировочный авиационный полк — воинское подразделение вооружённых СССР в Великой Отечественной войне.
Полк формировался в апреле 1938 года в Смоленске из нескольких отдельных эскадрилий как 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Поначалу на вооружении полка состояли самолёты Р-5 и Р-6, в мае 1938 года получил первые 12 СБ.
В составе действующей армии с 22 июня 1941 по 14 июля 1941, с 10 октября 1941 по 18 мая 1942 и с 22 октября 1942 по 18 марта 1943 года.
Перед началом войны дислоцировался в Шяуляе, уже 21 июня 1941 года перелетел на полевой аэродром Гурджяй, имея в составе 61 СБ и Ар-2, в том числе 11 неисправных. Первый боевой вылет совершил утром 22 июня 1941 года по войскам противника, переправлявшимся через Неман. Только за 22 июня 1941 года полк потерял 20 самолётов, из них 10 — на земле.
Из спецсообщения 3-го Управлени НКО № 2/35552 от 28 июня 1941 года:
«Основные потери [7-й авиадивизии] относятся к 46-му СБАП и объясняются неорганизованностью и растерянностью со стороны командира полка майора Сенько и начальника штаба подполковника Канунова, приведшим при первом налете противника весь личный состав в паническое состояние. За 22 июня 46-й СБАП потерял 20 самолетов, из которых 10 были уничтожены при налете противника на Шауляйском аэродроме, а остальные сбиты при выполнении боевых заданий по бомбардировке войск противника в районе Тильзит и ст. Киллен. Три девятки самолетов 46-го СБАП на выполнение боевых задач были выпущены без сопровождения своих истребителей. Посты наблюдения были не организованы, связи с ними штаб полка никакой не имел и не знал о их существовании»
В 2 часа дня 22 июня 1941 года полк перебазировался на аэродром Румбола под Ригой, а 23 июня 1941 года перелетел в Опочку, откуда и вылетал в Прибалтику В середине июля 1941 года полк, оставшись без самолётов, отведён на переформирование в Краснодон, вооружён самолётами Пе-2
По-видимому в процессе переформирования из полка выделен 46-й «Б» бомбардировочный авиационный полк
С 10 октября 1941 года полк, базируясь во Внуково, совершает разведывательные и бомбардировочные полёты под Москвой. 24 октября 1941 года принял уцелевшие Пе-2 от 321-го бомбардировочного полка, ведёт боевые действия под Москвой, а в дальнейшем с наступлением, действовал в районе западнее Юхнова.
В марте 1942 года выведен в резерв, сначала во фронтовой, а затем вообще отправлен в тыл на формирование и укомплектование.
Вновь поступил в действующую армию в составе 263-й бомбардировочной авиационной дивизии 22 октября 1941 года, действовал в интересах Калининского фронта.
29 января 1941 года прибыл в составе корпуса в оперативное подчинение 14-й воздушной армии Волховского фронта, базируясь близ Замостье, совершает вылеты в поддержку войск 54-й армии (Любань, Мясной Бор, Смердынь, Ушаки и близлежащие районы). 20 февраля 1943 года убыл на Северо-Западный фронт.
18 марта 1943 года преобразован в 80-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.
46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, бомбардировочный авиационный полк ввс ссср, 4-й гвардейский пикирующий бомбардировочный авиационный полк, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.