Henschel Hs 293 — немецкая противокорабельная управляемая ракета в составе: планирующей бомбы и расположенного под ней ракетного двигателя. Является родоначальником современных противокорабельных ракет (ПКР). Hs 293 была разработана и производилась фирмой Henschel Flugzeug-Werke AG в Берлине.
Содержание |
Работы по созданию Hs293 начались в 1939 году в Германии, в г. Шёнефельде недалеко от Берлина, на авиазаводе фирмы «Хеншель» специалистами под руководством профессора Герберта А. Вагнера. Предназначалась для поражения морских целей (судов). Основная идея заключалась в том, что бомба может быть сброшена бомбардировщиком с высоты 1300—1400 м на расстоянии около 8 км от цели, при нахождении самолета вне зоны досягаемости зенитного огня. После сброса ракетный ускоритель разгонял «крылатую бомбу» до скорости 600км/ч. Затем начинался этап планирования в сторону цели с радикомандным управлением. Наведение Hs293 на цель производилось с самолета штурманом-оператора с помощью рукоятки на пульте управления передатчика Kehl. Чтобы штурман не потерял бомбу из виду, на её «хвосте» устанавливалась сигнальная вспышка.
Первый прототип Hs293V-1 дальше чертежей не пошёл, однако уже в феврале 1940 года была создана модель Hs293V-2 (т. н. модель FZ21). В июле того же года начались испытания третьего прототипа, а в 1941 году в производство пошла предсерийная модель Hs293A-0. В серийное производство с января 1942 года была запущена модификация Hs293A-1, но на вооружение подразделений Люфтваффе она начала поступать только в 1943 году.
В апреле 1943 года на авиабазе Грац началось формирование первого строевого ракетоносного подразделения — II/KG100. Вместо Не111H подразделение получило бомбардировщики Do 217E-5, на которых могли размещаться два боеприпаса Hs293A-1. Отработка методов применения Hs293 была поручена 36-му учебно-испытательному командованию, сформированному на базе 13-й эскадрильи KG100 в июле 1943 года.
Конструктивно Hs 293 состоит из шести сборочных элементов: собственно бомбы SC 500, образующей переднюю часть корпуса и одновременно боевую часть, хвостовой части с приборным отсеком, подвесного ракетного ускорителя, консолей крыла, горизонтального хвостового оперения, и блока трассеров. В средней части бомбы расположено крыло размахом в 3,1 метра. Боевая часть представляла собой авиабомбу SC 500 массой 500 кг. Снаряжение боевой части литой аммотол массой 300 кг. В хвостовой части находится оперение и радиоаппаратура. Ракетный ускоритель на ЖРД Walter HWK 109—507, развивал тягу 600 кг в течение 10 секунд. Назначение ускорителя состояло не в обеспечении собственной тяги планирующей бомбы, а в ускорении стадии ее отделения от самолета-носителя и, соответственно, скорейшее попадание в поле зрения штурмана-оператора. При сбросе бомбы взрыватель боевой части автоматически переводился в боевое положение. При сбросе с высоты 1400 м, дальность планирования Hs 293 составляла около 12 км. Особый рукав внутри крыла самолета подводил к бомбе теплый воздух, сохраняя внутри нее постоянную температуру, необходимую для нормальной работы всех устройств.
В приборном отсеке установлено 18-канальное приемное устройство Strassburg, обеспечивавшее радио-командную линию Kehl-Strassburg в диапазоне частот 48,2 — 49,9 мГц, по командам которой осуществлялся привод руля высоты и элеронов Hs 293.
31 июля первая боевая авиагруппа Люфтваффе оснащенная Hs293 — II/KG100 была переброшена на аэродром в г. Коньяк у побережья Бискайского залива.
25 августа 1943 года, в первый же боевой вылет 12 бомбардировщиков Do-217E-5 подразделения II/KG100 успешно атаковали 40-ю эскортную группу, осуществлявшую противолодочное патрулирование в районе мыса Финистерре. Четыре Hs293 повредили шлюп «Лэндгуард» (HMS Landguard) взорвавшись в непосредственной близости от него. Еще одна бомба попала в шлюп «Байдфорд» (HMS Bideford), погиб 1 моряк, шлюп при этом не получил серьезных повреждений из-за неполной детонации заряда.
Спустя два дня, 27 августа, атаке 13 ракетоносцев Do-217 из авиагруппы II/KG100 подверглись английские корабли в Бискайском заливе западнее г. Виго. Одна из Hs293 попала в кормовой артиллерийский погреб флагмана 1-й группы поддержки — британский шлюп «Эгрет» (HMS «Egret»), шлюп взорвался и очень быстро затонул, при этом погибли 122 моряка из 188 членов его экипажа. Также был тяжело поврежден канадский эсминец «Этабаскан» (HMCS Athabaskan).
Как результат этих налетов — союзники были вынуждены отвести противолодочные корабли на 400 км западнее, а это существенно облегчало действия немецких подводных лодок, базы которых располагались на побережье Бискайского залива.
Данные о применении Hs293 | |||||||
Дата | Класс | Наименование корабля | Водоизмещение, тонн Тоннаж, брутто-тонн (для транспортных судов) |
Район | Результат | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
25.08.1943 | Шлюп | «Bideford» | 1105 | Бискайский залив | Повреждён | Попадание, 1 моряк погиб, заряд не сдетонировал |
|
25.08.1943 | Шлюп | «Landguard» | 1980 | Бискайский залив | Легкие повреждения | ||
27.08.1943 | Шлюп | «Egret» | 12200 | западнее Виго | Потоплен | Прямое попадание | |
27.08.1943 | Эсминец | «Athabaskan» | 1870 | западнее Виго | Тяжелые повреждения | ||
13.09.1943 | Эсминец | «Loyal» | 1920 | у Салерно | Повреждён | ||
13.09.1943 | Госпитальное судно | «Newfoundland» | 6791 | у Салерно | Потоплен | ||
15.09.1943 | Транспорт | «Bushrod Washington» | 7191 | у Салерно | Потоплен | Операция «Аваланч» | |
16.09.1943 | Линкор | «Warspite» | 31520 | у Салерно | Поврежден | ||
30.09.1943 | Танкодесантный корабль | LST 79 | 2750 | Аяччо | Потоплен | ||
30.09.1943 | Танкодесантный катер | LCT 2231 | 311 | Аяччо | Потоплен | ||
04.10.1943 | Транспорт | «Samite» | 7219 | северо-восточнее Алжира | Поврежден | ||
11.11.1943 | Эсминец | «Rockwood» | 1025 | Эгейское море | Легкие повреждения | в дальнейшем списан | |
13.11.1943 | Эсминец | «Dulverton» | 1025 | Эгейское море | Тяжело поврежден | После эвакуации экипажа затоплен торпедами | |
21.11.1943 | Транспорт | «Marsa» | 4404 | юго-западнее Ирландии | Потоплен | ||
21.11.1943 | Транспорт | «Delius» | 6055 | юго-западнее Ирландии | Поврежден | ||
26.11.1943 | Войсковой транспорт | «Rohna» | 8602 | севернее Бужи | Потоплен | погибло 1138 солдат | |
23.01.1944 | Эсминец | «Jervis» | 1690 | у Анцьо | Поврежден | ||
24.01.1944 | Госпитальное судно | «St. David» | 2702 | у Анцьо | Потоплен | ||
24.01.1944 | Госпитальное судно | «St. Andrew» | 2702 | у Анцьо | Поврежден | ||
24.01.1944 | Госпитальное судно | «Leinster» | 4303 | у Анцьо | Поврежден | ||
26.01.1944 | Тральщик | «Prevail» | 810 | у Анцьо | Поврежден | ||
29.01.1944 | Транспорт | «Samuel Huntington» | 7181 | у Анцьо | Потоплен | ||
29.01.1944 | Лёгкий крейсер | «Spartan» | 5770 | у Анцьо | Потоплен | ||
15.02.1944 | Эсминец | «Herbert C. Jones» | 1250 | у Анцьо | Поврежден | ||
16.02.1944 | Транспорт | «Elihu Yale» | 7176 | у Анцьо | Потоплен | ||
16.02.1944 | Танкодесантный катер | LCT 35 | 283 | у Анцьо | Потоплен | ||
25.02.1944 | Эсминец | «Inglefield» | 1530 | у Анцьо | Потоплен | ||
08.06.1944 | Фрегат | «Lawford» | 1140 | у побережья Нормандии | Потоплен | ||
09.06.1944 | Эсминец | «Meredith» | 1140 | у побережья Нормандии | Потоплен | ||
15.08.1944 | Танкодесантный корабль | LST 282 | 2366 | у побережья Южной Франции | Потоплен | ||
15.08.1944 | Танкодесантный корабль | LST 312 | 2366 | у побережья Южной Франции | Потоплен | ||
15.08.1944 | Танкодесантный корабль | LST 384 | 2366 | у побережья Южной Франции | Поврежден |
Это заготовка статьи об оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Henschel hs отзывы, крылатой ракете типа хеншель hs 293, henschel hs 123.
Категория:Статья 7 ЕКПЧ, Файл:Saint-Jean-de-Maurienne - Cathédrale et église Notre-Dame.JPG, Файл:Zorn Cachucha.jpg.