Часть серии статей о |
Идеология и политика
|
Брест · Будапешт · Варшава · Вертюжаны · Вильнюс · Калуга · Каунас · Краков · Краков · Лодзь · Львов · Несвиж · Новогрудок · Пинск · Рига · Слуцк · Трохимброд · Шанхай Бабий Яр · Бутримонис · Одесса · Понары · Румбула Белжец · Дахау · Майданек · Малый Тростенец · Маутхаузен · Освенцим · Саласпилс · Собибор · Треблинка · Хелмно · Юнгфернхоф · Ясеновац |
Жертвы Холокоста
Евреи · Славяне (русские, сербы, поляки, белорусы, украинцы) · Цыгане · Советские военнопленные · Свидетели Иеговы · Чернокожие · Политические противники · Гомосексуалы см. также: Нацистские концлагеря · План «Ост» · Компенсации жертвам |
Виновные
|
Категории: |
Холокост · Нацизм · Геноцид |
Гетто в Ча́шникском район — еврейские гетто, места принудительного переселения евреев Чашникского района Витебской области в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.
20 июля 1941 года Чашникский район был полностью захвачен немецкими войсками, и оккупация продолжалась до до 27 июня 1944 года[1].
Вслед за гитлеровскими войсками в район прибыли айнзатцгруппы и другие карательные подразделения, чьей задачей была реализация программы уничтожения евреев. Только за 1941 — начало 1942 года в районе были убиты и замучены более 3 000 евреев[1].
Осенью 1941 года нацисты провели в районе первую «акцию» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) — расстреляли около 300 евреев в местечке Лукомль. 12 февраля 1942 года — около 1 800 евреев в Чашниках. 5 марта 1942 года — 800 евреев в Черее. В Краснолуках немцы убили около 300 евреев. На окраине деревни Каменец летом 1942 года были убиты примерно 95 евреев, но никто из свидетелей расстрела не знал, откуда их пригнали[1].
Содержание |
В книге бывшего командира партизанского отряда Г. Линькова «Война в тылу врага» на примере Краснолук описано, как немцы привлекали людей в полицаи: «…Немцы не расстреливали евреев повсеместно, а проводили акции уничтожения в течение всей первой военной зимы, стараясь привлечь к этому местное население. Таким образом поступили в деревне Кащено Витебской области. Вызвали людей в помещение школы и объявили, что они назначены полицейскими. Назначение спрыснули самогоном. Затем полицейских повезли в местечко Краснолуки и приказали расстрелять еврейскую семью. А когда была успешно завершена первая операция, перед полицейскими раскрыли сундуки расстрелянных…»[2].
6 марта[3] 1942 года немецкий карательный отряд окружил деревню и согнал всех евреев — около 300 (305[3]) человек, в одно место. Почти все из обреченных — это местные женщины, старики и дети, а также примерно 50 евреев-беженцев. Их вывели к карьеру кирпичного з-да в 1 км от местечка и убили из пулеметов и автоматов. Из ямы смогла выползти и уйти одна тяжело раненая еврейка, но её поймали и убили уже на следующий день[1][3][4][5][6].
Весь центр Лукомля занимали еврейские дома, близко расположенные друг от друга. Поэтому немцы, создав в местечке гетто, евреев не переселяли, а оставили на своих местах, заставив пришить на одежду желтые шестиконечные звезды[7]
Утром 18 октября (13 сентября[8][9]) 1941 года всем евреям деревни приказали собраться на площади. Согнав обреченных людей вместе, полицаи погнали их к еврейскому кладбищу. Дочь местного раввина Исаака Лапуса попыталась убежать — и стала первой жертвой. Спаслись только сестры Гуревич — Кейля и Роня, уйдя заранее в Богушевск, где их месяц прятала знакомая женщина, а потом помогла уйти к партизанам. Также спасли младенца Иду Рутман, незаметно положив её в канаву по дороге на расстрел. Недалеко от места убийства стоит памятник. Всего были убиты около 150 еврейских семей[8] (138[9], около 300[1] человек). Неполный список убитых евреев Лукомля приведен в книге «Памяць. Чашнiцкi раён.» (с. 223)[1].
В Чашникском гетто (лето 1941 — 14 февраля 1942) были замучены и убиты более 2 000 евреев.
К началу войны евреи составляли более половины населения местечка[1]. 5 июля 1941 года Черею заняли немцы. Малявцев, бывший председатель артели инвалидов, стал бургомистром Череи, а Мурашко — его заместителем. Некоторые с удовольствием пошли на работу в полицию, получив возможность безнаказанно грабить евреев, отнимая у них еду и последние средства к существованию[10].
Гетто в Черее было открытого типа, и поскольку евреи жили компактно, то их оставили на своих местах и никуда не переселяли[11].
Евреев принудительно заставляли выполнять самые тяжелые и грязные работы, запрягали их в телеги, заставляя возить грузы, безнаказанно избивали[10].
В ночь с 4 на 5 марта Черею тихо окружил немецкий карательный отряд с пулеметами и автоматами. На рассвете 5 марта 1942 года приказали всем евреям собраться в одном месте. Поняв, для чего собирают, многие бросились бежать в поле, где были застрелены оцеплением. Немцы и «бобики» (так в народе презрительно прозвали полицаев[12]) пошли по деревне, проверяя дома, чердаки и сараи. В доме Шлемы Капелюша нашли двух маленьких детей, которых немецкий офицер убил на месте: «По одному, на вытянутой вперед руке, он поднимал их за рубашонки вверх, выстрел из револьвера в голову — и жертва отбрасывалась в сторону…»[10]
К вечеру бегство евреев было остановлено и стрельба прекратилась. В это время все оставшиеся евреи были уже загнаны в бывший сельсовет — большой пустующий дом с окнами, забитыми досками, рядом с полицейской управой. Сколько там оказалось людей, неизвестно, потому что в Черее, кроме местных евреев, были и сумевшие спастись от расстрелов в Чашниках, Лукомле и других местечках. Людей запихали столько, что никто не мог сесть, и все стояли, прижатые друг к другу. С улицы раздался крик: «Бей жидов!», и по окнам стали стрелять из автоматов. Стоял крик, падали раненые и мёртвые. Недалеко на улице, за церковью, полицаи увидели несколько старых евреев и забили их прикладами винтовок[10].
Затем каратели построили евреев в две колонны. Под усиленным конвоем немецких солдат и полицейских одну колонну отвели к силосной яме колхоза «Колос», а вторую — к выкопанной заранее яме у болота на другом конце деревни. Евреев заставляли группами по десять человек спускаться вниз, расстреливали из пулеметов, и гнали вниз следующую группу. Вокруг обоих мест массовых убийств на возвышенностях были заранее размещены пулеметчики, которые расстреливали всех пытающихся бежать[1][10][13].
После того, как все евреи — около 800 человек — были убиты, немцы и полицаи тщательно обыскивали Черею и соседние деревни в поисках спрятавшихся евреев. Например, в деревне Вал нашли семью Шмуйла Когана и застрелили его с женой и дочкой, но два его сына смогли бежать и воевали потом в партизанах. В деревне Болюта Нашли семью Слеймы Гуревича и убили их всех. Обнаружили в лесу и расстреляли Берку Кремера с женой и дочкой — а сын сумел уйти, воевал потом в Красной армии и погиб на фронте[1][10].
Мародеры забрали из еврейских домов все, что можно было вынести, в поисках ценностей ломая печи, трубы и полы. По местечку бегали собаки с отгрызенными у убитых евреев ногами и руками. Маленькие тела убитых детей, родственников московского профессора Капелюша, приехавших на каникулы в деревню, собаки съели целиком[10].
На месте убийства установлен памятник.
Жертвам геноцида евреев в Чашникском районе во времена Катастрофы установлены памятники в Лукомле, Чашниках и Черее.
Пять человек из Чашникского района были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института «Яд ва-Шем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны». Это Бурко Филипп, Бурко Зинаида, Карякина (Бурко) Мария и Сметанина (Бурко) Галина — за спасение Грибовой (Фридман) Людмилы в деревне Болюто, и Бирюкова Евдокия — за спасение Гольберг (Гуревич) Галины в деревне Заборье.
Гетто в Чашникском районе (Витебская область).