Рейс 9651 Вологодского АП | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
08:42 МСК |
Характер |
Сваливание при взлёте |
Причина |
Обледенение (официальная версия) |
Место |
аэропорт Шереметьево, Москва (Россия) |
Координаты |
55°58′28″ с. ш. 37°25′20″ в. д. / 55.97444° с. ш. 37.42222° в. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
VGV9651 |
Бортовой номер |
RA-88170 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
4 |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
9 (все) |
Катастрофа Як-40 в аэропорту Шереметьево — авиационная катастрофа самолёта Як-40 Вологодского авиапредприятия, произошедшая утром в четверг 9 марта 2000 года в аэропорту Шереметьево (Москва). В катастрофе погибли 9 человек, в том числе известный журналист Артём Боровик, в связи с чем событие известно как «Катастрофа Артёма Боровика».
Як-40 с заводским номером 9620847 и серийным 47-08 был выпущен Саратовским авиационным заводом 5 мая 1976 года. Авиалайнеру присвоили бортовой номер CCCP-88170 и передали Министерству гражданской авиации СССР, которое к 13 мая направило его в Управление учебных заведений в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. 2 октября 1981 года самолёт перенаправили в Вологодский объединённый авиаотряд Ленинградского управления гражданской авиации. В сентябре 1993 года борт 88170 начал эксплуатироваться в составе Вологодского авиапредприятия (образовано на базе Вологодского объединённого авиаотряда), а в 1994 году на Саратовском авиазаводе был переоборудован в Як-40Д (запас топлива увеличен до 6 тонн). С августа 1997 года по июнь 1998 года сдавался в лизинг компании «Аэротэкс», после чего вернулся обратно. Общая наработка борта 88170 составляла 21 428 лётных часов и 20 497 циклов (полётов). Остаток ресурса составлял 1932 часа 35 минут и 1 год 4 месяца[1][2].
Экипаж самолёта состоял из 5 человек[3][4]:
Согласно официальным документам, Корягина и Яковлева были записаны в задание на полёт, не имея при этом соответствующей подготовки стюардессы или флайт-менеджера[5].
Также на борту находились 4 пассажира[3]:
При взлете на высоте не более 15 м и скорости 230 км/час, самолет вошёл в режим сваливания, сопровождающийся неуправляемым левым кренением, после чего столкнулся с землёй на расстоянии 1200 м от места начала разбега и разрушился.
Из рассказа работника аэропорта «Шереметьево-2» Ивана Защеринского: «Я шел на работу за стоянками, перпендикулярно тому месту, где упал самолет. Як-40 привлек мое внимание тем, что он взлетал, как иностранный самолет, – круто вверх. При этом из сопла левого движка у него вырывалось красно-желтое пламя. Самолет шёл тогда в наборе высоты. Через две секунды вдруг стал плавно крениться влево. Показалось, что он начал делать левый вираж на здание «Шереметьево-2». Машина ударилась о землю левым крылом, затем носом. Потом – взрыв керосина, но ничего практически не горело, только черные клубы дыма долго висели над обломками самолета, поскольку ветра практически не было».
Причиной катастрофы, по мнению сотрудников МАК, стало сочетание двух факторов: ошибки пилота, производившего взлет с закрылками, выпущенными на 11 градусов вместо положенных 20-ти, а также халатность технических служб, которые не произвели обработку самолета антиобледенительной жидкостью. Решающей была признана ошибка экипажа. Вспышки в двигателях, наблюдаемые очевидцами, были проявлением помпажа в условиях потери самолетом скорости. [6]
|
Катастрофа Як-40 в Шереметьеве.