Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Хранитель (шаблон проектирования)

Шаблон проектирования
Хранитель
Memento
Тип:

поведенческий

Описан в Design Patterns

Да

Хранитель (также известный как Memento, Token, Лексема)поведенческий шаблон проектирования.

Позволяет, не нарушая инкапсуляцию, зафиксировать и сохранить внутреннее состояния объекта так, чтобы позднее восстановить его в этом состоянии.

Существует два возможных варианта реализации данного шаблона: классический, описанный в книге Design Patterns, и реже встречаемый нестандартный вариант.

Содержание

Применение

Шаблон Хранитель используется, когда:

  • необходимо сохранить снимок состояния объекта (или его части) для последующего восстановления
  • прямой интерфейс получения состояния объекта раскрывает детали реализации и нарушает инкапсуляцию объекта

Структура

Классический вариант:

UML диаграмма, описывающая классический вариант шаблона Хранитель

Нестандартный вариант:

UML диаграмма, описывающая нестандартный вариант шаблона Хранитель
  • Originator - "Создатель"
  • Caretaker - "Опекун"
  • Memento - "Хранитель"

Описание

Классический вариант: Шаблон Хранитель используется двумя объектами: "Создателем" (originator) и "Опекуном" (caretaker). "Создатель" - это объект, у которого есть внутреннее состояние. Объект "Опекун" может производить некоторые действия с "Создателем", но при этом необходимо иметь возможность откатить изменения. Для этого "Опекун" запрашивает у "Создателя" объект "Хранителя". Затем выполняет запланированное действие (или последовательность действий). Для выполнения отката "Создателя" к состоянию, которое предшествовало изменениям, "Опекун" возвращает объект "Хранителя" его "Создателю". "Хранитель" является непрозрачным (т.е. таким, который не может или не должен изменяться "Опекуном").

Нестандартный вариант: Отличие данного варианта от классического заключено в более жёстком ограничении на доступ "Опекуна" к внутреннему состоянию "Создателя". В классическом варианте у "Опекуна" есть потенциальная возможность получить доступ к внутренним данным "Создателя" через "Хранителя", изменить состояние и установить его обратно "Создателю". В данном варианте "Опекун" обладает возможностью лишь восстановить состояние "Хранителя", вызвав Restore. Кроме всего прочего, "Опекуну" не требуется владеть связью на "Хранителя", чтобы восстановить его состояние. Это позволяет сохранять и восстанавливать состояние сложных иерархических или сетевых структур (состояния объектов и всех связей между ними) путём сбора снимков всех зарегистрированных объектов системы.

Примеры реализации

Первый вариант шаблона:

//This structural code demonstrates the Memento pattern which temporary saves and restores another object's internal state.
 
// Memento pattern -- Structural example
 
using System;
 
namespace DoFactory.GangOfFour.Memento.Structural
{
  /// <summary>
  /// MainApp startup class for Structural
  /// Memento Design Pattern.
  /// </summary>
  class MainApp
  {
    /// <summary>
    /// Entry point into console application.
    /// </summary>
    static void Main()
    {
      Originator o = new Originator();
      o.State = "On";
 
      // Store internal state
      Caretaker c = new Caretaker();
      c.Memento = o.CreateMemento();
 
      // Continue changing originator
      o.State = "Off";
 
      // Restore saved state
      o.SetMemento(c.Memento);
 
      // Wait for user
      Console.ReadKey();
    }
  }
 
  /// <summary>
  /// The 'Originator' class
  /// </summary>
  class Originator
  {
    private string _state;
 
    // Property
    public string State
    {
      get { return _state; }
      set
      {
        _state = value;
        Console.WriteLine("State = " + _state);
      }
    }
 
    // Creates memento
    public Memento CreateMemento()
    {
      return (new Memento(_state));
    }
 
    // Restores original state
    public void SetMemento(Memento memento)
    {
      Console.WriteLine("Restoring state...");
      State = memento.State;
    }
  }
 
  /// <summary>
  /// The 'Memento' class
  /// </summary>
  class Memento
  {
    private string _state;
 
    // Constructor
    public Memento(string state)
    {
      this._state = state;
    }
 
    // Gets or sets state
    public string State
    {
      get { return _state; }
    }
  }
 
  /// <summary>
  /// The 'Caretaker' class
  /// </summary>
  class Caretaker
  {
    private Memento _memento;
 
    // Gets or sets memento
    public Memento Memento
    {
      set { _memento = value; }
      get { return _memento; }
    }
  }
}
 
Output
State = On
State = Off
Restoring state:
State = On

C#

using System;
namespace MementoPatte
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            Foo foo = new Foo("Test", 15);
            foo.Print();
            Caretaker ct1 = new Caretaker();
            Caretaker ct2 = new Caretaker();
            ct1.SaveState(foo);
            foo.IntProperty += 152;
            foo.Print();
            ct2.SaveState(foo);
            ct1.RestoreState(foo);
            foo.Print();
            ct2.RestoreState(foo);
            foo.Print();
            Console.ReadKey();
        }
    }
 
    public interface IOriginator
    {
        object GetMemento();
        void SetMemento(object memento);
    }
 
    public class Foo 
        : IOriginator
    {
        public string StringProperty
        {
            get;
            private set;
        }
 
        public int IntProperty
        {
            get;
            set;
        }
 
        public Foo(string stringPropertyValue, int intPropertyValue = 0)
        {
            StringProperty = stringPropertyValue;
            IntProperty = intPropertyValue;
        }
 
        public void Print()
        {
           Console.WriteLine("=============");
           Console.WriteLine("StringProperty value: {0}",StringProperty);
           Console.WriteLine("IntProperty value: {0}",IntProperty);
           Console.WriteLine("=============");
        }
        object IOriginator.GetMemento()
        {
            return new Memento { StringProperty = this.StringProperty, IntProperty = this.IntProperty };
 
        }
 
        void IOriginator.SetMemento(object memento)
        {
            if (Object.ReferenceEquals(memento, null))
                throw new ArgumentNullException("memento");
            if (!(memento is Memento))
                throw new ArgumentException("memento");
            StringProperty = ((Memento)memento).StringProperty;
            IntProperty = ((Memento)memento).IntProperty;
        }
 
        class Memento
        {
            public string StringProperty
            {
                get;
                set;
            }
 
            public int IntProperty
            {
                get;
                set;
            }
        }
    }
 
    public class Caretaker
    {
        private object m_memento;
        public void SaveState(IOriginator originator)
        {
            if (originator == null)
                throw new ArgumentNullException("originator");
            m_memento = originator.GetMemento();
        }
 
        public void RestoreState(IOriginator originator)
        {
            if (originator == null)
                throw new ArgumentNullException("originator");
            if (m_memento == null)
                throw new InvalidOperationException("m_memento == null");
            originator.SetMemento(m_memento);
        }
    }
}

Нестандартный вариант шаблона:

public interface IOriginator
{
   IMemento GetState();
}
 
public interface IShape : IOriginator
{
   void Draw();
   void Scale(double scale);
   void Move(double dx, double dy);
}
 
public interface IMemento
{
   void RestoreState();
}
 
public class CircleOriginator : IShape
{
   private class CircleMemento : IMemento
   {
      private readonly double x;
      private readonly double y;
      private readonly double r;
      private readonly CircleOriginator originator;
 
      public CircleMemento(CircleOriginator originator)
      {
         this.originator = originator;
         x = originator.x;
         y = originator.y;
         r = originator.r;
      }
 
      public void Restore()
      {
         originator.x = x;
         originator.y = y;
         originator.r = r;
      }
   }
 
   double x;
   double y;
   double r;
 
   public void CircleOriginator(double x, double y, double r)
   {
      this.x = x;
      this.y = y;
      this.r = r;
   }
 
   public void Draw()
   {
      Console.WriteLine("Circle with radius {0} at ({1}, {2})", r, x, y);
   }
 
   public void Scale(double scale)
   {
      r *= scale;
   }
 
   public void Move(double dx, double dy)
   {
      x += dx;
      y += dy;
   }
 
   public CircleMemento GetState()
   {
      return new CircleMemento(this);
   }
}
 
public class RectOriginator : IShape
{
   private class RectMemento : IMemento
   {
      private readonly double x;
      private readonly double y;
      private readonly double w;
      private readonly double h;
      private readonly RectOriginator originator;
 
      public RectMemento(RectOriginator originator)
      {
         this.originator = originator;
         x = originator.x;
         y = originator.y;
         w = originator.w;
         h = originator.h;
      }
 
      public void Restore()
      {
         originator.x = x;
         originator.y = y;
         originator.w = w;
         originator.h = h;
      }
   }
 
   double x;
   double y;
   double w;
   double h;
 
   public void RectOriginator(double x, double y, double w, double h)
   {
      this.x = x;
      this.y = y;
      this.w = w;
      this.h = h;
   }
 
   public void Draw()
   {
      Console.WriteLine("Rectangle {0}x{1} at ({2}, {3})", w, h, x, y);
   }
 
   public void Scale(double scale)
   {
      w *= scale;
      h *= scale;
   }
 
   public void Move(double dx, double dy)
   {
      x += dx;
      y += dy;
   }
 
   public IMemento GetState()
   {
      return new RectMemento(this);
   }
}
 
public class Caretaker
{
   public void Draw(IEnumerable<IShape> shapes)
   {
      foreach(IShape shape in shapes)
      {
         shape.Draw();
      }
   }
 
   public void MoveAndScale(IEnumerable<IShape> shapes)
   {
      foreach(IShape shape in shapes)
      {
         shape.Scale(10);
         shape.Move(3, 2);
      }
   }
 
   public IEnumerable<IMemento> SaveStates(IEnumerable<IShape> shapes)
   {
      List<IMemento> states = new List<IMemento>();
      foreach(IShape shape in shapes)
      {
         states.Add(shape.GetState());
      }
   }
 
   public void RestoreStates(IEnumerable<IMemento> states)
   {
      foreach(IMemento state in states)
      {
         state.Restore();
      }
   }
 
   public static void Main()
   {
      IShape[] shapes = { new RectOriginator(10, 20, 3, 5), new CircleOriginator(5, 2, 10) };
 
      //Выводит:
      // Rectangle 3x5 at (10, 20)
      // Circle with radius 10 at (5, 2)
      Draw(shapes);
 
      //Сохраняем состояния фигур
      IEnumerable<IStates> states = SaveStates(shapes);
 
      //Изменяем положение фигур
      MoveAndScale(shapes);
 
      //Выводит:
      // Rectangle 30x50 at (13, 22)
      // Circle with radius 100 at (8, 4)
      Draw(shapes);
 
      //Восстановление старого положения фигур
      RestoreStates(states);
 
      //Выводит:
      // Rectangle 3x5 at (10, 20)
      // Circle with radius 10 at (5, 2)
      Draw(shapes);
   }
}

Ссылки

  • Паттерн Memento (хранитель) — назначение, описание, особенности и реализация на С++.

Хранитель (шаблон проектирования).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93